Музейное дело
Музейный предмет, его свойства

Музейный предмет, его свойства

На первый, поверхностный взгляд может показаться, что словосочетание «музейный предмет» понятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, письменные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.

В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, И. Бенеша, К. Шрайнера А.М. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический кон-текст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, которое оно имело в среде бытования — в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и характеристики породившей их действительности.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, — информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы — внутреннее информационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те сведения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными — название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. п. Внешнее информационное поле включает сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информацию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, почерпнутую из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, гитара В.С. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой — все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондратьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наиболее полно и ярко отражают то или иное явление действительности. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные исследователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обозначения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» — музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по отношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятником.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработка критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

Неравнозначна и ценность самих музейных предметов, что выражается понятиями «типичность» и «уникальность».

Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандартные промышленные изделия, типовые документы. Такой предмет, даже если он хранится в музее в единственном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют типичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные орудия эпохи неолита.

Вместе с тем, если предмет, отражающий типичное явление, сохранился в одном экземпляре или в очень небольшом количестве, то он считается уникальным музейным предметом, потому что содержащаяся в нем информация приобретает исключительный характер. Другие уникальные предметы являются таковыми в силу своеобразия и неповторимости. Таковы высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научные приборы оригинальной конструкции, единичные экземпляры памятников письменности.

Например, в коллекции фотоаппаратов Государственного Политехнического музея, которая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеются как типовые конструкции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малютка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы, документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленности. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье.

К уникальным относятся и мемориальные предметы — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со знаменательными событиями. Среди них выделяют особую группу — реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся, например, реликвии, связанные с именем донского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, стала причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. С именем Ермака Тимофеевича связано также знамя с изображением Архангела Михаила и коленопреклоненного Иисуса Навина под стенами библейского города Иерихона. Как свидетельствуют документы, знамя «было при завоевании Сибири с Ермаком в царствование царя Ивана Васильеви-ча».

Реликвия — понятие аксиологическое, поэтому с изменением идеологической и ценностной ориентации общества предметы могут становиться реликвиями или переставать ими быть, как это произошло, например, с еще недавно почитаемыми знаменами, под которыми сражались революционные отряды в октябре 1917г.

Итак, уникальными считаются единственные в своем роде предметы, отличающиеся особой научной, исторической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но сохранившиеся в одном экземпляре или в очень ограниченном количестве.

Музейные предметы связаны между собой многими признаками: принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, лицу, автору, типу источников. Их может объединять общая тема, сюжет, время создания, среда бытования, материал и техника изготовления. Эти связи очень важно учитывать, ведь информация, которую сообщает группа взаимосвязанных предметов, полнее и ценнее той, что несет отдельный предмет.

 

источник: Музееведение. Краснокутская Л.И.


просмотров: 6594
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
6 Antique vtg. Style Victorian Brass Apothecary Bin Pulls Handles 3-7/16"w. #A5

$18.07
End Date: Thursday Jan-31-2019 8:27:08 PST
Buy It Now for only: $18.07
|
6 Flower Wall Shelf Brace Shelf Bracket Corbel Cast Iron Rustic FREE SHIPPING

$7.75
End Date: Tuesday Feb-19-2019 12:29:17 PST
Buy It Now for only: $7.75
|
Wooden Antique Style Church WINDOW Frame Primitive Wood Gothic 30 1/2" Shabby

$9.99
End Date: Thursday Feb-21-2019 13:30:07 PST
Buy It Now for only: $9.99
|
(100) Quality Vtg BRASS BRADS NAILS Escutcheon pins 10mm/ 3/8" 1/16" Thick  

$9.99
End Date: Tuesday Feb-19-2019 14:47:03 PST
Buy It Now for only: $9.99
|
* Carved Wooden Dough Bowl Primitive Wood Trencher Tray Rustic Home Decor 8-10"

$16.50
End Date: Monday Feb-11-2019 10:26:09 PST
Buy It Now for only: $16.50
|
4 Eastlake Antique Style Brass Ornate Ring Pulls Handles 2-3/8" wide #H15

$49.99
End Date: Monday Feb-18-2019 13:51:26 PST
Buy It Now for only: $49.99
|
Royal Cremation Urn for Human Ashes - Affordable Funeral Urn Adult urn

$10.50
End Date: Friday Jan-25-2019 8:23:45 PST
Buy It Now for only: $10.50
|
Search Results from «Озон» Музеи, коллекции, собрания
 
Наталия Семенова Сергей Щукин и его коллекция (подарочное издание)
Сергей Щукин и его коллекция (подарочное издание)
  • Первый полный иллюстрированный каталог знаменитой коллекции Щукина

  • Уникальные иллюстрации, а также архивные материалы и фотографии, многие из которых публикуются впервые - всего около 500 изображений
  • Увлекательный рассказ о великом русском коллекционере, чья коллекция составила ценнейшие части собраний Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина
  • Предисловие внука Сергея Щукина, Андре-Марка Делок-Фурко

    Альбом "Сергей Щукин и его коллекция" открывает новый книжный проект издательства СЛОВО/SLOVO, в рамках которого мы будем знакомить читателей с великими коллекционерами, благодаря частным собраниям и меценатской деятельности которых во многом сложилось - и сохранилось - художественное и культурное наследие России.

    Сергей Щукин по праву считается одним из величайших коллекционеров XX века не только России, но и мира.
    Будущий собиратель пошел по стопам отца, одного из самых гениальных торгово-промышленных деятелей пореформенной России и возглавил основанную им фирму "И.В.Щукин и сыновья". Однако Сергей Иванович шагнул по купеческой лестнице выше, получив в 1894 году от министра финансов "за полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности" звание коммерции советника. Так "товарищ старшины Московского купеческого сословия Сергей Щукин" оказался в числе воротил торгового и финансового мира Москвы.
    Скоро фирма "И.В.Щукин и сыновья" лидировала среди скупщиков хлопчатобумажных и шерстяных товаров, контролируя конъюнктуру и ассортимент мануфактурных фабрик Москвы и губернии.
    Бурная энергия и особые способности Щукина-коммерсанта неожиданно нашли еще один достойный выход. Сергей Иванович стал собирать современную французскую живопись. После покупки в 1897 году картины Клода Моне "Аржантейская сирень" (первого из попавших в Россию полотна художников-импрессионистов) Сергей Щукин начал создавать коллекцию новой живописи, которую в 1903 году с полным правом стали именовать в Москве галереей.
    Моне, Дега, Сезанн, Ренуар, Руссо, Пикассо, Ван Гог, Гоген и конечно Матисс - это лишь часть длинного списка гениев, чьи произведения стали достоянием коллекции Щукина.
    Сегодня эти бесценные шедевры мировой живописи украшают залы Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина; без них невозможно представить собрания крупнейших музеев России.
    В 2016 году фонд Louis Vuitton провел грандиозную выставку работ из коллекции Щукина в Париже, ставшую самым успешным выставочным проектом Франции - посмотреть шедевры щукинского собрания пришли более миллиона зрителей со всего мира.

    Наталия Семенова предлагает новый взгляд на знаменитое московское собрание. Это издание - первый полный иллюстрированный каталог коллекции; в него вошли все без исключения, купленные С.И.Щукиным работы. Благодаря этой книге мы впервые имеем возможность увидеть знаменитую щукинскую коллекцию целиком, во всем ее великолепии; роскошный дизайн и передовые технологии печати с точностью передают колорит и фактуру живописи, а текст читается, как приключенческий роман. Читателю выпадает уникальный шанс осмотреть коллекцию Щукина целиком и сразу - в роскошном иллюстрированном издании.

    "О Сергее Щукине и его братьях можно было бы написать русскую "сагу", охватив почти целое столетие русской, да и европейской истории в придачу…Наш герой родился в дореформенные 1850-е, учился в пореформенные 1860-е, стажировался за границей в 1870-е, вошел в семейное дело в 1880-е, стал покупать импрессионистов в 1890-е, Гогена и Матисса - в 1900-е, Дерена и Пикассо - в 1910-е, а умер в Париже за несколько лет до начала Второй мировой войны… "Феномен Щукина" - это …феномен русского купечества, слухи о дремучести которого сильно преувеличены"

    Наталия Семенова,
    биограф Сергея Щукина



    "В советский период имя Сергея Ивановича Щукина было предано забвению. Однако с конца 1980-х годов о нем заговорили вновь. Это случилось благодаря русским историкам искусства и художественным критикам, и прежде всего - благодаря Наталии Семеновой. В наши дни Щукин уже сделался легендой. Выставка его коллекции французских модернистов в Фонде Louis Vuitton, побила все рекорды посещаемости - 1 200 000 человек!"

    Андре-Марк Делок-Фурко,
    внук Сергея Ивановича Щукина

  • ...

    Цена:
    8090 руб

    Портретная миниатюра в России XVIII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа
    Портретная миниатюра в России XVIII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа
    Издание 1986 года. Сохранность отличная.
    Альбом, включающий 244 иллюстрации, продолжает публикацию русских миниатюр, начатую в 1974 году изданием "Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея" (авторы К.В.Михайлова и Г.В.Смирнов). Государственный Эрмитаж располагает уникальной коллекцией миниатюр, основную ценность которой составляют работы таких известных русских миниатюристов, как Г.С.Мусикийский, А.Г.Овсов, Д.И.Евреинов, И.Г.Григорьев, П.Волков, М.Зацепин и другие.

    Собрание интересно и тем, что в нем находятся портреты деятелей русской истории и культуры - А.Н.Радищева, Н.И.Новикова, декабристов А.Н.Муравьева, Н.А.Бестужева, известных художников, полководцев и участников Отечественной войны 1812 года.
    Наиболее ценные из них в историческом и художественном плане включены в альбом и снабжены каталогом, представляющим большой научный интерес.
    Резюме и подписи к иллюстрациям переведены на английский язык.
    Издание заинтересует как специалистов, так и широкий круг читателей.

    Авторы вступительной статьи и каталога Г.Н.Комелова и Г.А.Принцева, перевод Ю.С.Памфилова....

    Цена:
    399 руб

    Немецкая и австрийская живопись XV - XVIII веков. Эрмитаж
    Немецкая и австрийская живопись XV - XVIII веков. Эрмитаж
    Собрание немецкой и австрийской живописи в Эрмитаже сравнительно невелико. Гордостью его является коллекция картин выдающегося художника этой эпохи Лукаса Кранаха Старшего. В музее хранится пять живописных работ самого Кранаха и несколько произведений его мастерской. Среди шедевров мастера - "Венера и Амур" (1509), принадлежащая к раннему периоду творчества, и "Мадонна с младенцем под яблоней" (ок.1525). Значительный интерес также представляет "Женский портрет" (1526).
    Прекрасным образцом немецкого ренессансного портрета может служить "Портрет молодого человека" (1518) кисти Амброзиуса Гольбейна, живописца большого дарования, старшего брата знаменитого Ганса Гольбейна Младшего. Картины А.Гольбейна редки, так как художник прожил очень короткую жизнь.
    Собрание немецкой живописи XVIII века - второе по величине за пределами Германии. Его составляют картины таких прославленных в свое время художников, как А.Р.Менгс, среди эрмитажных работ которого программное произведение неоклассицизма "Персей и Андромеда" (между 1777 и 1783) и "Автопортрет" (между 1774 и 1783), А.Пен - придворный живописец прусских королей, автор превосходных парных портретов ювелира Динглингера и его жены (оба 1721), А.Кауфман - в то время единственная женщина, принятая в члены Королевской Академии в Лондоне, избранная членом Академии Св.Луки в Риме.
    В альбом входят 192 лучших картины немецкой коллекции Эрмитажа....

    Цена:
    383 руб

    Афины
    Афины
    Задача настоящей книги - познакомить читателя с историей города Афин, рассказать о сохранившихся в нем памятниках античной и византийской архитектуры, о собраниях его музеев и о современном городе.
    Издание богато иллюстрировано....

    Цена:
    216 руб

    Дрезденская галерея
    Дрезденская галерея
    Издание 1957 года. Сохранность хорошая.
    Во вступительной статье альбома дана общая характеристика главных периодов истории возникновения Дрезденской галереи, основанной в XVI веке. Перед началом второй мировой войны в галерее находилось свыше 2200 картин старых мастеров.
    Альбом содержит красочные цветные и черно-белые иллюстрации. Подбор иллюстраций и введение Вольфганга Бальцера....

    Цена:
    829 руб

    Эрмитаж. Искусство Нидерландов XV-XVI веков
    Эрмитаж. Искусство Нидерландов XV-XVI веков
    Автор очерка-путеводителя рассказывает об изобразительном искусстве Нидерландов поры его расцвета. На примере произведений, хранящихся в эрмитажной коллекции и украшающих экспозицию музея, автор раскрывает историко-художественные закономерности ее развития, знакомит читателя с замечательными старыми мастерами и их творениями.
    Очерк сопровождается цветными и тоновыми иллюстрациями....

    Цена:
    186 руб

    Каталог картинной галереи. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
    Каталог картинной галереи. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
    Каталог Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина содержит сведения более чем о 1400 картинах, миниатюрах и произведениях скульптуры из собрания музея. Состав каталога отражает постоянную экспозицию музея с учетом возможных изменений и существенного расширения ее отдельных частей. Каталог показывает современное состояние научной обработки коллекции (новые атрибуции, уточненные биографические сведения, датировки). По сравнению с предыдущими изданиями (1948, 1957, 1961) введены новые разделы, вступительная статья, краткий словарь сюжетов; расширена иллюстративная часть - дается более 250 иллюстраций.
    Для широкого круга читателей....

    Цена:
    126 руб

    Кремль Москвы
    Кремль Москвы
    Москва, 1957 год. Издательство "Московский рабочий".
    С иллюстрациями.
    Издательский переплет. Сохранность хорошая. В издании представлен ряд очерков разных авторов, посвященный московскому Кремлю: "Из истории Кремля" (В первые годы после революции. Страницы летописи. XIX и начало ХХ века), "Архитектурные памятники" (Детинец Юрия Долгорукова. Дубовый град Ивана Калиты. Белокаменный Кремль Димитрия Донского. Кремль Ивана III. Кремлевское строительство в XVI века. Расцвет Кремля в XVII столетии. Кремль в XVIII и XIX веках. Начало нового расцвета), "Древняя живопись" (Успенский собор. Благовещенский собор. Архангельский собор. Церковь Ризоположения, палаты и терема), "Оружейная палата" (Оружие. Золотые и серебряные изделия. Вышивки, ткани, одежда. Конюшенная казна. Посольские дары)....

    Цена:
    449 руб

    Страницы Истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде
    Страницы Истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде
    Книгу Виктора Никитича Лазарева о софийских таблетках издательство "Искусство" выпускает как первую посмертную публикацию трудов этого выдающегося ученого. История издательства давно и тесно связана с творчеством В. Н. Лазарева. Одной из первых книг, изданных "Искусством", была его книга "Братья Ленен" (1936). С тех пор здесь вышли еще тринадцать его книг: о византийской, древнерусской и западноевропейской живописи. Виктор Никитич много и плодотворно работал. Он любил писать о лучших мастерах, эпохах и стилях, которые являются вехами в истории мировой культуры. Он обладал при этом даром обобщения, редкостным даром создавать запоминающиеся образы художников и их произведений. И его книгам суждена долгая и счастливая жизнь....

    Цена:
    1674 руб

    Елена Милюгина Государственный музей искусств. Копенгаген
    Государственный музей искусств. Копенгаген
    В Государственный музей искусств в Копенгагене поступали лучшие произведения отечественной живописи. Сюда благодаря настойчивым поискам королевских агентов по искусству и инициативе датских коллекционеров стекались шедевры, принадлежавшие разным национальным школам и художественно-историческим стилям. Собранная таким образом коллекция представляет сегодняшним зрителям историю европейского искусства от древности до современности, и поэтому Государственный музей искусств по праву называют Национальной галереей Дании. Сегодня в Государственном музее искусств хранится около девяти тысяч картин и скульптур и около трехсот тысяч рисунков, эскизов и гравюр начиная от древних времен и Средневековья. Современные экспозиции музея предлагают зрителям хронологический обзор семисотлетней истории европейского искусства – от живописи раннего Возрождения и до современных произведений и инсталляций. В этой масштабной художественной панораме выделены тематические области для углубленного созерцания и изучения. В специальных экспозициях музея представлены крупнейшие его собрания: европейское искусство XIV–XVIII веков, искусство Дании и Скандинавии второй половины XVIII – начала ХХ века, искусство Франции первой трети ХХ века, датское и зарубежное искусство ХХ века, Королевская коллекция графического искусства и Королевская коллекция гипсовых слепков....

    Цена:
    2924 руб

    Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
    2013 Copyright © MuseumPass.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования