Музейное дело
Музейный предмет, его свойства

Музейный предмет, его свойства

На первый, поверхностный взгляд может показаться, что словосочетание «музейный предмет» понятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, письменные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.

В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, И. Бенеша, К. Шрайнера А.М. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический кон-текст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, которое оно имело в среде бытования — в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и характеристики породившей их действительности.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, — информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы — внутреннее информационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те сведения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными — название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. п. Внешнее информационное поле включает сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информацию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, почерпнутую из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, гитара В.С. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой — все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондратьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наиболее полно и ярко отражают то или иное явление действительности. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные исследователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обозначения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» — музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по отношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятником.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработка критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

Неравнозначна и ценность самих музейных предметов, что выражается понятиями «типичность» и «уникальность».

Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандартные промышленные изделия, типовые документы. Такой предмет, даже если он хранится в музее в единственном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют типичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные орудия эпохи неолита.

Вместе с тем, если предмет, отражающий типичное явление, сохранился в одном экземпляре или в очень небольшом количестве, то он считается уникальным музейным предметом, потому что содержащаяся в нем информация приобретает исключительный характер. Другие уникальные предметы являются таковыми в силу своеобразия и неповторимости. Таковы высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научные приборы оригинальной конструкции, единичные экземпляры памятников письменности.

Например, в коллекции фотоаппаратов Государственного Политехнического музея, которая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеются как типовые конструкции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малютка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы, документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленности. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье.

К уникальным относятся и мемориальные предметы — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со знаменательными событиями. Среди них выделяют особую группу — реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся, например, реликвии, связанные с именем донского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, стала причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. С именем Ермака Тимофеевича связано также знамя с изображением Архангела Михаила и коленопреклоненного Иисуса Навина под стенами библейского города Иерихона. Как свидетельствуют документы, знамя «было при завоевании Сибири с Ермаком в царствование царя Ивана Васильеви-ча».

Реликвия — понятие аксиологическое, поэтому с изменением идеологической и ценностной ориентации общества предметы могут становиться реликвиями или переставать ими быть, как это произошло, например, с еще недавно почитаемыми знаменами, под которыми сражались революционные отряды в октябре 1917г.

Итак, уникальными считаются единственные в своем роде предметы, отличающиеся особой научной, исторической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но сохранившиеся в одном экземпляре или в очень ограниченном количестве.

Музейные предметы связаны между собой многими признаками: принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, лицу, автору, типу источников. Их может объединять общая тема, сюжет, время создания, среда бытования, материал и техника изготовления. Эти связи очень важно учитывать, ведь информация, которую сообщает группа взаимосвязанных предметов, полнее и ценнее той, что несет отдельный предмет.

 

источник: Музееведение. Краснокутская Л.И.


просмотров: 6276
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Lot of 100 Rusty Barn Stars 1.5 inch Rustic Primitive Country Rusted Dimensional

$70.00
End Date: Saturday Nov-24-2018 13:34:50 PST
Buy It Now for only: $70.00
|
Antique Victorian Hand Carved Wood Dog Head Glass Eyes Whisk Floor Brush ~ Rare

$12.88
End Date: Sunday Dec-9-2018 11:35:34 PST
Buy It Now for only: $12.88
|
A SIMPLE LIFE MAGAZINE ***NEW CHRISTMAS 2018 *JILL PETERSON *ANTIQUES PRIMITIVE

$35.50
End Date: Sunday Nov-25-2018 6:47:43 PST
Buy It Now for only: $35.50
|
6.6 FT Sliding Barn Door Hardware Kit Track System Closet Antique Country Style

$14.00
End Date: Tuesday Dec-4-2018 3:15:19 PST
Buy It Now for only: $14.00
|
12 Striped Homespun Fabric Candy Canes Primitive Farmhouse Christmas Ornaments

$12.88
End Date: Monday Nov-26-2018 13:15:01 PST
Buy It Now for only: $12.88
|
COUNTRY RUSTIC MAGAZINE *WINTER 2018 ***PRIMITIVE COLONIAL *ANTIQUES FARMHOUSE

$14.99
End Date: Monday Nov-26-2018 6:03:50 PST
Buy It Now for only: $14.99
|
GRANDMAS FAVORITE ~ NEW DESIGN~ Sterling Silver SALT SPOON

$12.99
End Date: Friday Nov-30-2018 3:34:01 PST
Buy It Now for only: $12.99
|
NEW ORLEANS is 300 yrs old !!! ~ Sterling Silver ~ SALT SPOON ~ Fleur de Lis ~

$6.99
End Date: Thursday Dec-13-2018 13:52:57 PST
Buy It Now for only: $6.99
|
Moa музей искусства * слива платок 42 см/bakturi

329,92 руб.
End Date: 23.11 09:53
Buy It Now for only: US 329,92 руб.
Buy it now |
музей искусства принт геометрический извлечения 1983 Майкл heizer

6 442,76 руб.
End Date: 24.11 01:53
Buy It Now for only: US 6 442,76 руб.
Buy it now |
музей художественная печать, Грегори плавание с слон Нью-Йорк Кольбер, Грегори

2 731,11 руб.
End Date: 24.11 01:53
Buy It Now for only: US 2 731,11 руб.
Buy it now |
музей искусства печать konstruktionb z1922 23 ласло moholy надь

2 483,67 руб.
End Date: 24.11 01:54
Buy It Now for only: US 2 483,67 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Музеи, коллекции, собрания
 
100 картин Третьяковской галереи
100 картин Третьяковской галереи
Этот альбом, выпущенный Издательством "Новости", знакомит Вас с избранными живописными полотнами из собрания Государственной Третьяковской галереи....

Цена:
959 руб

 Государственная Третьяковская галерея (подарочное издание)
Государственная Третьяковская галерея (подарочное издание)
Стильно оформленное подарочное издание, представляющее собой богато иллюстрированный альбом в футляре.

Альбом посвящен уникальному собранию Третьяковской галереи, история которой началась, когда московский купец Павел Михайлович Третьяков приобрел первые картины русских художников для своей коллекции, задавшись целью создать первый в России общедоступный музей отечественного искусства.
Книгу открывает очерк истории Третьяковской галереи. Великолепные цветные иллюстрации позволяют проследить историю русской живописи, от иконописи до новейших течений. Здесь иконы Феофана Грека и Андрея Рублева, полотна Боровиковского, Брюллова, Иванова, Айвазовского, Ге, Саврасова, Крамского, Репина, Васнецова, Сурикова, Поленова, Шишкина, Левитана, Серова, Врубеля, Представлены в альбоме и художники, чьи произведения хранятся в залах на Крымском Валу: Ларионов, Гончарова, Петров-Водкин, Малевич, Кандинский, Кончаловский, Шагал, Дейнека, Кабаков Кустодиев, Малевич, Кандинский, Кончаловский, Шагал, Петров-Водкин, Дейнека, Кабаков. Каждый раздел предваряет вступительная статья, дающая краткую, но исчерпывающую характеристику развития живописи в конкретный исторический период. Все это создает широкую панораму развития русской живописи....

Цена:
7790 руб

Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве относится к числу наиболее известных музеев мира. Коллекции его разнообразны. Самая значительная часть музея - это картинная галерея. Ее украшением являются замечательные византийские иконы, полотна Боттичелли и Кранаха, Рембрандта и Пуссена, Ватто, Коро, Моне, Ренуара, Сезанна, Матисса, Пикассо...
Огромную ценность представляют собрания египетских древностей, подлинных греческих и римских памятников, западноевропейской скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Альбом открывается вступительной статьей, рассказывающей об истории создания музея, формирования его коллекций, о его деятельности в настоящее время. Воспроизводится более восьмидесяти шедевров, хранящихся в музее. Каждая репродукция сопровождается текстом, в котором читатель найдет различные сведения и о самом произведении, и о его авторе....

Цена:
649 руб

Russisches Museum. Malerei
Russisches Museum. Malerei
Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание произведений русского изобразительного искусства. Альбом "Живопись" предваряется вступительной статьей, автор которой Н. Н. Новоуспенский. Основная часть книги - иллюстрированная - включает около 140, главным образом цветных, репродукций....

Цена:
334 руб

Афины
Афины
Задача настоящей книги - познакомить читателя с историей города Афин, рассказать о сохранившихся в нем памятниках античной и византийской архитектуры, о собраниях его музеев и о современном городе.
Издание богато иллюстрировано....

Цена:
216 руб

Дрезденская галерея
Дрезденская галерея
Издание 1957 года. Сохранность хорошая.
Во вступительной статье альбома дана общая характеристика главных периодов истории возникновения Дрезденской галереи, основанной в XVI веке. Перед началом второй мировой войны в галерее находилось свыше 2200 картин старых мастеров.
Альбом содержит красочные цветные и черно-белые иллюстрации. Подбор иллюстраций и введение Вольфганга Бальцера....

Цена:
639 руб

Билет на всю вечность
Билет на всю вечность
Художественно-документальная повесть известных ленинградских писателей посвящена истории Эрмитажа - одного из крупнейших музеев мира.
Авторы, используя большой фактический материал, рассказывают, как с первых дней и даже часов существования Советской власти партия большевиков повела борьбу за превращение всех художественных ценностей страны в истинное достояние народа....

Цена:
44 руб

Свидетели странного века
Свидетели странного века
Это повесть о том, как были созданы Кусково и Останкино, две жемчужины русской художественной культуры XVIII века, связанные между собой кровным родством и общей судьбой. Возникшие некогда как подмосковные усадьбы богатейших крепостников России, они превратились в музеи. Всемогущее время оказалось на редкость милостивым к этим прославленным ныне уголкам Москвы. Здесь все сохранено как прежде. Резная и золоченая мебель стоит на старинном наборном паркете там, где ее расставили двести и более лет назад; картины и гобелены старых мастеров развешаны на стенах в полном соответствии со вкусами и правилами давнего времени; скульптура XVIII века украшает те же гостиные, что и раньше.
Архитектура, живопись, скульптура и декоративные искусства, связанные прочными, освященными временем узами, образуют в Кускове и Останкине сложные и слаженные ансамбли. Они не только хранят аромат и обаяние своей эпохи, но и имеют над зрителем какую-то особую власть: попадая сюда, наши современники, словно на машине времени из фантастического романа, переносятся в XVIII столетие....

Цена:
176 руб

Государственная Третьяковская галерея. Рисунок. Акварель
Государственная Третьяковская галерея. Рисунок. Акварель
Рисунок - интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительных искусств. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел. Параллельно рисунок развился и вырос в совершенно самостоятельный вид искусства.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Обычно они подразделяются на "сухие" и "мокрые". К "сухим" относятся карандаши, уголь, сангина, мел, пастель; "мокрые" объединяют рисунок кистью в технике сепии, туши, акварели, гуаши. Акварельная техника стоит уже на границе между графикой и живописью.
Графическое собрание Государственной Третьяковской галереи, представленное в данном альбоме, является одним из крупнейших в нашей стране. Перед вами предстанут рисунки и акварели М. Нестерова, В. Серова, М. Врубеля, В. Сурикова....

Цена:
769 руб

Таганрогская картинная галерея
Таганрогская картинная галерея
Альбом продолжает публикацию художественных коллекций музеев СССР.
В издании воспроизводятся лучшие работы русских и советских мастеров — живописцев и графиков. Среди наиболее известных можно отметить произведении Ф.С.Рокотова, Н.Н.Ге, Н.Г.Чернецова, И.И.Шишкина, В.Ф.Стожарова, Н.П.Крымова, С.В.Малютина и других.
Альбому предпослана краткая вступительная статья, содержащая сведения об истории собрания. Каждая репродукция сопровождается научным комментарием. Альбом содержит 131 репродукцию.
Для специалистов и любителей изобразительного искусства....

Цена:
239 руб

Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
2013 Copyright © MuseumPass.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования