Музейное дело
Музейный предмет, его свойства

Музейный предмет, его свойства

На первый, поверхностный взгляд может показаться, что словосочетание «музейный предмет» понятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, письменные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.

В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, И. Бенеша, К. Шрайнера А.М. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический кон-текст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, которое оно имело в среде бытования — в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и характеристики породившей их действительности.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, — информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы — внутреннее информационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те сведения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными — название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. п. Внешнее информационное поле включает сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информацию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, почерпнутую из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, гитара В.С. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой — все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондратьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наиболее полно и ярко отражают то или иное явление действительности. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные исследователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обозначения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» — музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по отношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятником.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработка критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

Неравнозначна и ценность самих музейных предметов, что выражается понятиями «типичность» и «уникальность».

Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандартные промышленные изделия, типовые документы. Такой предмет, даже если он хранится в музее в единственном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют типичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные орудия эпохи неолита.

Вместе с тем, если предмет, отражающий типичное явление, сохранился в одном экземпляре или в очень небольшом количестве, то он считается уникальным музейным предметом, потому что содержащаяся в нем информация приобретает исключительный характер. Другие уникальные предметы являются таковыми в силу своеобразия и неповторимости. Таковы высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научные приборы оригинальной конструкции, единичные экземпляры памятников письменности.

Например, в коллекции фотоаппаратов Государственного Политехнического музея, которая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеются как типовые конструкции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малютка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы, документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленности. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье.

К уникальным относятся и мемориальные предметы — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со знаменательными событиями. Среди них выделяют особую группу — реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся, например, реликвии, связанные с именем донского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, стала причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. С именем Ермака Тимофеевича связано также знамя с изображением Архангела Михаила и коленопреклоненного Иисуса Навина под стенами библейского города Иерихона. Как свидетельствуют документы, знамя «было при завоевании Сибири с Ермаком в царствование царя Ивана Васильеви-ча».

Реликвия — понятие аксиологическое, поэтому с изменением идеологической и ценностной ориентации общества предметы могут становиться реликвиями или переставать ими быть, как это произошло, например, с еще недавно почитаемыми знаменами, под которыми сражались революционные отряды в октябре 1917г.

Итак, уникальными считаются единственные в своем роде предметы, отличающиеся особой научной, исторической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но сохранившиеся в одном экземпляре или в очень ограниченном количестве.

Музейные предметы связаны между собой многими признаками: принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, лицу, автору, типу источников. Их может объединять общая тема, сюжет, время создания, среда бытования, материал и техника изготовления. Эти связи очень важно учитывать, ведь информация, которую сообщает группа взаимосвязанных предметов, полнее и ценнее той, что несет отдельный предмет.

 

источник: Музееведение. Краснокутская Л.И.


просмотров: 5916
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
(50) White Paper Chinese Lanterns Sky Fly Candle Lamp for Wish Party Wedding

$75.77
End Date: Saturday Oct-20-2018 17:13:35 PDT
Buy It Now for only: $75.77
|
ANTIQUE HAND-MADE FOLK-ART WOODEN WALNUT/MAPLE LOCK AAFA L@@K

$13.99
End Date: Wednesday Oct-17-2018 14:50:17 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
SHOVEL..FLORAL TOP STERLING SILVER SALT SPOON ....

$164.50
End Date: Sunday Sep-30-2018 18:12:45 PDT
Buy It Now for only: $164.50
|
Antique Blacksmith Post Leg Bench Vise 3 3/4" Jaws pickup in Middlefield , CT

$69.99
End Date: Tuesday Sep-25-2018 15:38:23 PDT
Buy It Now for only: $69.99
|
EARLY LARGE 18-19th C PEWTER CHARGER SIGNED "LCM" PROBABLY AMERICAN

$85.00
End Date: Sunday Sep-23-2018 13:24:03 PDT
Buy It Now for only: $85.00
|
Scrap Silver .925 Scrap Wear All Wearable Rings Chains Bracelets 100gram Lots

$20.00
End Date: Tuesday Sep-25-2018 8:24:20 PDT
Buy It Now for only: $20.00
|
Sweet Annie, Fresh Cut to order Box full 50+ Stems Great Dried Flowers

$69.99
End Date: Saturday Oct-20-2018 15:49:50 PDT
Buy It Now for only: $69.99
|
Antique Sugar Bucket Wood Pail Wooden Firkin Primitive Household Vintage Wooden

$15.00 (0 Bids)
End Date: Thursday Sep-27-2018 14:47:09 PDT
|
Search Results from «Озон» Музеи, коллекции, собрания
 
 Государственная Третьяковская галерея (подарочное издание)
Государственная Третьяковская галерея (подарочное издание)
Стильно оформленное подарочное издание, представляющее собой богато иллюстрированный альбом в футляре.

Альбом посвящен уникальному собранию Третьяковской галереи, история которой началась, когда московский купец Павел Михайлович Третьяков приобрел первые картины русских художников для своей коллекции, задавшись целью создать первый в России общедоступный музей отечественного искусства.
Книгу открывает очерк истории Третьяковской галереи. Великолепные цветные иллюстрации позволяют проследить историю русской живописи, от иконописи до новейших течений. Здесь иконы Феофана Грека и Андрея Рублева, полотна Боровиковского, Брюллова, Иванова, Айвазовского, Ге, Саврасова, Крамского, Репина, Васнецова, Сурикова, Поленова, Шишкина, Левитана, Серова, Врубеля, Представлены в альбоме и художники, чьи произведения хранятся в залах на Крымском Валу: Ларионов, Гончарова, Петров-Водкин, Малевич, Кандинский, Кончаловский, Шагал, Дейнека, Кабаков Кустодиев, Малевич, Кандинский, Кончаловский, Шагал, Петров-Водкин, Дейнека, Кабаков. Каждый раздел предваряет вступительная статья, дающая краткую, но исчерпывающую характеристику развития живописи в конкретный исторический период. Все это создает широкую панораму развития русской живописи....

Цена:
7790 руб

Морган Фалконер Нью-йорк. Арт-навигатор New York: The Guide
Нью-йорк. Арт-навигатор
Планируя поездку в большой город, вы наверняка задаетесь множеством вопросов. Какой музей посетить? Где можно увидеть тот или иной шедевр? Где находится самая большая коллекция предметов искусства того или иного периода? Казалось бы, легко потеряться в многообразии возможностей, но с арт-навигатором по Нью-Йорку вы сможете заранее спланировать свой маршрут, посетить музеи и насладиться шедеврами, которые интересны именно вам, и при этом затратить минимум времени и сил. Арт-навигаторы предназначены и для тех, кто интересуется историей искусства, и для тех, едет в путешествие с конкретной целью - знакомиться с шедеврами живописи и архитектуры....

Цена:
379 руб

 Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство ХХ века. Путеводитель
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство ХХ века. Путеводитель
Это первый путеводитель по Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, который знакомит читателя с ведущими мастерами и лучшими произведениями, представленными в собрании музея. Авторы книги - сотрудники отдела новейших течений - прослеживают основные этапы в развитии русского искусства XX века и дают оригинальные интерпретации ряда произведений, по поводу которых еще не существует комментариев в искусствоведческой литературе.

Книга рассчитана на широкий круг читателей....

Цена:
919 руб

Национальная галерея в Лондоне
Национальная галерея в Лондоне
Национальная галерея в Лондоне является одним из крупнейших музеев мира. Ее коллекции создавались последовательно и планомерно на основе развивающегося искусствоведения. В нем представлены произведения всех великих мастеров европейской живописи. В книге рассматривается история создания и развития коллекций галереи, характеризуются собрания картин разных национальных школ.
Издание богато иллюстрировано....

Цена:
142 руб

Е. Гаврилова, А. Максимова Рисунок и акварель в России. XVIII век
Рисунок и акварель в России. XVIII век
Иллюстрированный альбом, знакомящий с коллекцией рисунка и акварели XVIII века в собрании Русского музея. Его собрание, принадлежащее старым мастерам, является богатейшим в России и наиболее полно представляет отечественную графику XVIII века. Именно в это время искусство рисунка заняло определенное место в ряду других видов художественного творчества. Русско-музейный фонд рисунков XVIII века заключает в себе, наряду с известными мастерами, значительную долю произведений неизвестных художников, среди них есть первоклассные работы, вошедшие в научный обиход....

Цена:
1239 руб

Каталог картинной галереи. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Каталог картинной галереи. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Каталог Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина содержит сведения более чем о 1400 картинах, миниатюрах и произведениях скульптуры из собрания музея. Состав каталога отражает постоянную экспозицию музея с учетом возможных изменений и существенного расширения ее отдельных частей. Каталог показывает современное состояние научной обработки коллекции (новые атрибуции, уточненные биографические сведения, датировки). По сравнению с предыдущими изданиями (1948, 1957, 1961) введены новые разделы, вступительная статья, краткий словарь сюжетов; расширена иллюстративная часть - дается более 250 иллюстраций.
Для широкого круга читателей....

Цена:
126 руб

Большой Петергофский дворец
Большой Петергофский дворец
Архитектурно-художественный ансамбль Петродворца, композиционным центром которого является Большой Петергофский дворец, принадлежит к числу памятников, составляющих мировую славу русского искусства. Книга знакомит читателя с историей строительства Большого дворца, его восстановлением после Великой Отечественной войны, с художественными особенностями интерьеров и произведениями искусства, находящимися в экспозиции музея.
В путеводителе, написанном на основе опубликованных и неизвестных ранее материалов, освещаются некоторые проблемы реставрации памятника, возрождения интерьеров, воссоздания их декоративного убранства.
Издание адресуется массовому читателю....

Цена:
201 руб

Музей городской скульптуры
Музей городской скульптуры
Государственный Музей городской скульптуры открыт в сентябре 1955 года. Его экспозиции разместились в здании бывшей Благовещенской церкви. В залах верхнего этажа можно познакомиться с материалами отдела городских памятников. В основном это подлинные модели ленинградских монументов, выполненные их авторами. Здесь представлены наиболее значительные произведения, определившие исторические вехи отечественной школы ваяния.
Экспозиция пополняется лучшими проектами новых памятников, сооружаемых в Ленинграде.

Настоящее иллюстрированное издание представляет собой путеводитель по ленинградскому Музею городской скульптуры....

Цена:
63 руб

Поле русской славы. Путеводитель
Поле русской славы. Путеводитель
Путеводитель знакомит с Бородинским полем - местом знаменитой битвы в 1812 г. и героических боев Великой Отечественной войны. Авторы его - сотрудники Бородинского военно-исторического музея-заповедника - рассказывают о событиях, происходивших на Бородинском поле во время двух Отечественных войн, о его памятных местах и памятниках, о наиболее интересных экспонатах музея-заповедника....

Цена:
226 руб

Ясная поляна в годы войны
Ясная поляна в годы войны
В книге рассказывается об истории музея-усадьбы Л.Н.Толстого в годы Великой Отечественной войны, о подвиге сотрудников музея и советских воинов, спасших Ясную Поляну от уничтожения фашистскими варварами, о большой роли музея в политико-воспитательной работе нашего народа в то время великого испытания.

Книга адресована широкому кругу читателей....

Цена:
244 руб

Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
2013 Copyright © MuseumPass.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования