Музейное дело
Музейный предмет, его свойства

Музейный предмет, его свойства

На первый, поверхностный взгляд может показаться, что словосочетание «музейный предмет» понятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, письменные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.

В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, И. Бенеша, К. Шрайнера А.М. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический кон-текст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, которое оно имело в среде бытования — в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и характеристики породившей их действительности.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, — информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы — внутреннее информационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те сведения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными — название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. п. Внешнее информационное поле включает сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информацию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, почерпнутую из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, гитара В.С. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой — все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондратьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наиболее полно и ярко отражают то или иное явление действительности. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные исследователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обозначения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» — музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по отношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятником.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработка критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

Неравнозначна и ценность самих музейных предметов, что выражается понятиями «типичность» и «уникальность».

Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандартные промышленные изделия, типовые документы. Такой предмет, даже если он хранится в музее в единственном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют типичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные орудия эпохи неолита.

Вместе с тем, если предмет, отражающий типичное явление, сохранился в одном экземпляре или в очень небольшом количестве, то он считается уникальным музейным предметом, потому что содержащаяся в нем информация приобретает исключительный характер. Другие уникальные предметы являются таковыми в силу своеобразия и неповторимости. Таковы высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научные приборы оригинальной конструкции, единичные экземпляры памятников письменности.

Например, в коллекции фотоаппаратов Государственного Политехнического музея, которая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеются как типовые конструкции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малютка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы, документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленности. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье.

К уникальным относятся и мемориальные предметы — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со знаменательными событиями. Среди них выделяют особую группу — реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся, например, реликвии, связанные с именем донского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, стала причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. С именем Ермака Тимофеевича связано также знамя с изображением Архангела Михаила и коленопреклоненного Иисуса Навина под стенами библейского города Иерихона. Как свидетельствуют документы, знамя «было при завоевании Сибири с Ермаком в царствование царя Ивана Васильеви-ча».

Реликвия — понятие аксиологическое, поэтому с изменением идеологической и ценностной ориентации общества предметы могут становиться реликвиями или переставать ими быть, как это произошло, например, с еще недавно почитаемыми знаменами, под которыми сражались революционные отряды в октябре 1917г.

Итак, уникальными считаются единственные в своем роде предметы, отличающиеся особой научной, исторической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но сохранившиеся в одном экземпляре или в очень ограниченном количестве.

Музейные предметы связаны между собой многими признаками: принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, лицу, автору, типу источников. Их может объединять общая тема, сюжет, время создания, среда бытования, материал и техника изготовления. Эти связи очень важно учитывать, ведь информация, которую сообщает группа взаимосвязанных предметов, полнее и ценнее той, что несет отдельный предмет.

 

источник: Музееведение. Краснокутская Л.И.


просмотров: 7378
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*

$25.49
End Date: Thursday Jun-20-2019 13:28:07 PDT
Buy It Now for only: $25.49
|
MMA 1982 PENDANT-METROPOLITAN MUSEUM OF MODERN ART CROSS SYMBOL 3” L x 2” W

$9.89
End Date: Thursday May-30-2019 5:57:52 PDT
Buy It Now for only: $9.89
|
MUSEUM ART PRINT Don Quixote Pablo Picasso

$14.39
End Date: Friday Jun-21-2019 15:54:02 PDT
Buy It Now for only: $14.39
|
MUSEUM ART PRINT The Accolade Edmund Blair Leighton 24x36

$124.95 (0 Bids)
End Date: Tuesday May-28-2019 18:39:36 PDT
|
Vintage MFA ~ Museum of Fine Art Archaeological-revival Mesh Choker

$12.95
End Date: Friday Jun-21-2019 13:37:36 PDT
Buy It Now for only: $12.95
|
Metropolitan Museum of Art Mens Necktie Blue & Black Geometric 100% Silk

$24.99
End Date: Thursday Jun-20-2019 14:51:11 PDT
Buy It Now for only: $24.99
|
Eliot Porter: Intimate Landscapes 24 Notecards Metropolitan Museum Of Art -RARE

$11.99 (0 Bids)
End Date: Wednesday May-29-2019 18:22:48 PDT
|
* MMA * METROPOLITAN MUSEUM OF ART * BLUE WHITE SWIRL ART GLASS PAPERWEIGHT *

$38.00
End Date: Friday May-31-2019 15:57:13 PDT
Buy It Now for only: $38.00
|
Search Results from «Озон» Антикварные книги
 
 Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения
Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения

Издание приурочено к юбилейной выставке знаменитого художника Ивана Константиновича Айвазовского, непревзойденного мастера изображения морской стихии. Книга включает фундаментальный каталог произведений Айвазовского, а также статьи, раскрывающие основные аспекты его творчества. В альбоме представлены произведения из музеев России и частных собраний. Издание дополняет подробная летопись жизни и творчества художника.


Книга адресована как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся русским искусством.

...

Цена:
3930 руб

Аугусто Джентили, Уильям Бархем, Линда Уайтли Лондонская Национальная галерея (подарочное издание)
Лондонская Национальная галерея (подарочное издание)
  • Замечательный альбом из знаменитой серии «Великие музеи мира» снова в продаже;

  • Полное собрание коллекции музея в одном альбоме;
  • Высочайшее качество полиграфии, потрясающие иллюстрации;
  • Прекрасный подарок ценителю искусства и настоящее украшение домашней библиотеки;

    Лондонская Галерея – одно из самых значительных в мире собраний живописи. В ней, как в зеркале, с редкой полнотой отражается долгий путь развития западноевропейского искусства со времен средневековья до XIX века.
    Здесь представлены старые фламандские мастера, флорентийская и сиенская живопись, художники итальянского Возрождения и барокко: Мазаччо, Боттичелли, Беллини, Тициан, Тинторетто, Веронезе, полотна знаменитых мастеров французского классицизма – Никола Пуссена и Клода Лоррена, удивительная серия работ Гольбейна Младшего и самое большое за пределами Испании собрание картин Веласкеса, шедевры английских мастеров XIX века и французских импрессионистов.
    Высочайшее качество полиграфии позволяет рассмотреть полотна из собрания Лондонской Национальной галереи в мельчайших деталях.
    Авторы книги – известные искусствоведы Аугусто Джентили, Уильям Бархем, Линда Уайтли.
  • ...

    Цена:
    10261 руб

    Эрмитаж и его шедевры
    Эрмитаж и его шедевры
    Книга, посвященная одному из наиболее прославленных музеев мира, сокровищнице мирового искусства - Государственному Эрмитажу, рассказывает о представленных в его коллекциях шедеврах мирового искусства - произведениях величайших художников - Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Матисса и др. Автор знакомит читателя и с историей возникновения музея, формирования его коллекций, с музейными зданиями.
    Книга, не являясь путеводителем, вместе с тем может помочь самостоятельному ознакомлению с экспозицией музея....

    Цена:
    173 руб

    Фредерик Миттеран Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако (подарочное издание)
    Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако (подарочное издание)
    Стильно оформленное подарочное издание в твердом переплете.

    Роскошно иллюстрированный альбом воспроизводит все периоды и различные аспекты жизни княгини Грейс. Эта легендарная кинозвезда, ставшая княгиней Монако, непрестанно трудилась во славу княжества, своей второй родины, жители которой горячо полюбили ее с того момента, когда она ступила на землю Монако в 1956 году.

    Листая страницы книги, словно страницы памятного альбома с фотографиями, письмами, личными вещами, оригинальными платьями и аксессуарами, читатель погружается в воспоминания целой эпохи, эпохи Грейс Келли. Он найдет здесь тщательно сохраняемый великолепный гардероб княгини Монако и богатейшую подборку снимков выдающихся мастеров художественной фотографии, многие из которых раннее не публиковались....

    Цена:
    7854 руб

     Балтийский янтарь
    Балтийский янтарь
    Единственный в России Музей янтаря был открыт в 1979 году в Калининграде. Он находится в крепостной башне середины XIX века, которая расположена на берегу Верхнего озера, и носит имя генерал-фельдмаршала Фридриха Карла Дона. Во время Наполеоновских войн он служил при штабе прусского генерала А.Лестока и принимал участие в сражении под Прейсиш-Эйлау в январе 1807 года. С 1812 года Ф.Дона находился на российской службе и в составе русско-немецкого легиона принимал участие в освободительной войне против наполеоновской Франции. С 1842 года командовал армейским корпусом в Кенигсберге. Экспозиция Музея янтаря расположена на трех этажах здания и имеет площадь около 1000 кв. метров. По содержанию она делится на естественнонаучную и культурно-историческую части.В естественнонаучном разделе представлены различные по весу, цветовой гамме, степени прозрачности образцы янтаря. Значительную часть коллекции составляют образцы янтаря с включениями насекомых, многоножек, перьев птиц и растительных остатков и пр., попавших около 40 млн. лет назад в некогда вязкую смолу. В культурно-историческом разделе собраны украшения и предметы быта из янтаря от эпохи неолита до наших дней. Особую ценность представляют произведения мастеров XVII-XVIII веков, переданные в дар Музею от Оружейной палаты Московского Кремля в 1979 году. Большой экспозиционный комплекс посвящен Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуре и Калининградскому янтарному комбинату. Значительную часть экспозиции занимают работы современных художников России, Германии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, США, Франции, Японии: ювелирные изделия, мелкая пластика, интерьерные объекты. Музей янтаря каждый год организует более 30 выставок и проектов в Калининграде, в России и за рубежом, которые посещают около 200 тысяч человек. Музейная коллекция насчитывает 15 тысяч предметов, специализированная библиотека является лучшей в стране. На территории Музея организованы Центр коммуникаций и обширная сувенирная зона....

    Цена:
    585 руб

    Ювелирные изделия в Эрмитаже
    Ювелирные изделия в Эрмитаже
    В 1925 году в Государственном Эрмитаже открылась для обозрения Особая, или Золотая кладовая, где были собраны воедино редчайшие коллекции художественных изделий из благородных металлов и драгоценных камней, ранее рассредоточенные по отдельным выставкам и фондам музея. Она объединила несколько тысяч предметов, относящихся к древнейшим эпохам и новому времени, многие из которых являются шедеврами прикладного искусства, пользующимися мировой славой.
    В настоящем издании дается лишь общее представление о характере и художественных достоинствах коллекций, экспонируемых в Особой кладовой Эрмитажа....

    Цена:
    114 руб

    Коллекция служит людям
    Коллекция служит людям
    "Коллекция служит людям"- первый сборник популярных очерков о ленинградских коллекционерах и рассказы самих собирателей редкостей.
    Составитель В.А.Кандыбко....

    Цена:
    70 руб

    Гатчина: Художественные памятники
    Гатчина: Художественные памятники
    Книга рассказывает об истории Гатчины и ее дворцово-парковых ансамблей. На основе изучения литературных и архивных источников, а также анализа памятников в натуре авторы рассматривают весь комплекс гатчинских дворцово-парковых ансамблей и города как единое художественное целое в их исторической и композиционной связи....

    Цена:
    68 руб

    100 великих музеев мира
    100 великих музеев мира
    В книге "100 великих музеев мира" представлены наиболее знаменитые музеи, хранители мировых художественных сокровищ. В их число входят Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Галерея Старых мастеров в Дрездене, Третьяковская галерея в Москве и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Музей мадам Тюссо в Лондоне и Лувр в Париже и многие другие. Среди естественнонаучных музеев - Пейджмузеум в Лос-Анджелесе, Музей мирового океана в Калининграде, Музей естественной истории в Канаде. Читатель познакомится также с известными музеями техники и вооружений, а также с необычными музеями, чья экспозиция вызывает не только интерес, но и улыбку.
    В книге свыше 600 иллюстраций.

    Рассчитана на массового читателя....

    Цена:
    770 руб

    Памятники Отечества в произведениях художников Российской Федерации. Альбом
    Памятники Отечества в произведениях художников Российской Федерации. Альбом
    Произведения, представленные на республиканской выставке (проходившей в 1980 году, в Москве, Ярославле и Туле), посвященной 600-летию Куликовской битвы, составили основу данного альбома. Выставка явилась творческим отчетом мастеров о работе Союза художников РСФСР в свете закона об охране и использовании памятников истории и культуры.
    В произведениях живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства запечатлены памятники архитектуры, связанные с историческим прошлым России.
    Включено около 200 цветных и черно-белых иллюстраций....

    Цена:
    226 руб

    2013 Copyright © MuseumPass.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания Музейное дело. Mузеи мира онлайн. Магазины по продаже арт искусства. Выставки и достопримечательности. Искусство. Живопись. Картины. Абонементы museum pass для туристов, позволяющие сэкономить на посещении музеев. Продажа антиквариата. Аукционы по покупке, продажа старинных вещей. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой | Партнёрская программа для артпроектов и магазинов. | Скрипты Nevius. | Раскрутка сайтов 1ПС. | Хостинг Valuehost.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования