Музейное дело
Музейный предмет, его свойства

Музейный предмет, его свойства

На первый, поверхностный взгляд может показаться, что словосочетание «музейный предмет» понятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, письменные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.

В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, И. Бенеша, К. Шрайнера А.М. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический кон-текст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, которое оно имело в среде бытования — в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и характеристики породившей их действительности.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, — информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы — внутреннее информационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те сведения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными — название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. п. Внешнее информационное поле включает сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информацию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, почерпнутую из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, гитара В.С. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой — все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондратьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наиболее полно и ярко отражают то или иное явление действительности. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные исследователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обозначения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» — музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по отношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятником.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработка критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

Неравнозначна и ценность самих музейных предметов, что выражается понятиями «типичность» и «уникальность».

Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандартные промышленные изделия, типовые документы. Такой предмет, даже если он хранится в музее в единственном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют типичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные орудия эпохи неолита.

Вместе с тем, если предмет, отражающий типичное явление, сохранился в одном экземпляре или в очень небольшом количестве, то он считается уникальным музейным предметом, потому что содержащаяся в нем информация приобретает исключительный характер. Другие уникальные предметы являются таковыми в силу своеобразия и неповторимости. Таковы высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научные приборы оригинальной конструкции, единичные экземпляры памятников письменности.

Например, в коллекции фотоаппаратов Государственного Политехнического музея, которая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеются как типовые конструкции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малютка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы, документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленности. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье.

К уникальным относятся и мемориальные предметы — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со знаменательными событиями. Среди них выделяют особую группу — реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся, например, реликвии, связанные с именем донского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, стала причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. С именем Ермака Тимофеевича связано также знамя с изображением Архангела Михаила и коленопреклоненного Иисуса Навина под стенами библейского города Иерихона. Как свидетельствуют документы, знамя «было при завоевании Сибири с Ермаком в царствование царя Ивана Васильеви-ча».

Реликвия — понятие аксиологическое, поэтому с изменением идеологической и ценностной ориентации общества предметы могут становиться реликвиями или переставать ими быть, как это произошло, например, с еще недавно почитаемыми знаменами, под которыми сражались революционные отряды в октябре 1917г.

Итак, уникальными считаются единственные в своем роде предметы, отличающиеся особой научной, исторической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но сохранившиеся в одном экземпляре или в очень ограниченном количестве.

Музейные предметы связаны между собой многими признаками: принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, лицу, автору, типу источников. Их может объединять общая тема, сюжет, время создания, среда бытования, материал и техника изготовления. Эти связи очень важно учитывать, ведь информация, которую сообщает группа взаимосвязанных предметов, полнее и ценнее той, что несет отдельный предмет.

 

источник: Музееведение. Краснокутская Л.И.


просмотров: 5159
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
(50) White Paper Chinese Lanterns Sky Fly Candle Lamp for Wish Party Wedding

$9.99
End Date: Tuesday May-22-2018 12:22:33 PDT
Buy It Now for only: $9.99
|
NEW ORLEANS SAINTS ~ Sterling Silver ~ SALT SPOON ~ Fleur de Lis ~

$8.99
End Date: Monday Jun-18-2018 7:27:23 PDT
Buy It Now for only: $8.99
|
Dresser Wheels Casters Wooden Rollers Wheels Replacement Wood Casters ~Set of 4!

$7.00 (1 Bid)
End Date: Saturday May-26-2018 12:08:08 PDT
|
Antique Wooden Knife Cutlery Box Tray w/ handle estate find

$9.99
End Date: Friday Jun-1-2018 5:20:51 PDT
Buy It Now for only: $9.99
|
Cabinet Door Lock Set Key Curio Grandfather Clock China Jewlery NEW Replacement

$295.00
End Date: Monday Jun-18-2018 17:52:16 PDT
Buy It Now for only: $295.00
|
Philippe Starck Designed Leather Chaise-Tables by Cassina

$249.99
End Date: Monday May-21-2018 13:27:01 PDT
Buy It Now for only: $249.99
|
8' x 8' Southwestern Navajo kilim dhurry handmade area rug 100% wool square 8x8

$8.50
End Date: Sunday Jun-3-2018 13:01:40 PDT
Buy It Now for only: $8.50
|
A SIMPLE LIFE MAGAZINE ***NEW SUMMER 2018 *JILL PETERSON *ANTIQUES PRIMITIVE

$8.99
End Date: Monday Jun-4-2018 16:46:03 PDT
Buy It Now for only: $8.99
|
Fine metropolitan museum of art working gold plated large wrist watch

$2.69 (3 Bids)
End Date: May-24 12:07
|
Guggenheim Museum Bilbao Spain Art Canvas Poster Print Artwork New

$53.87
End Date: Jun-17 23:29
Buy It Now for only: US $53.87
Buy it now |
Christo-Christo wraps the museum, Lithograph, Hand signed and rare, 1968

$1.18 (1 Bids)
End Date: May-27 10:24
|
VINTAGE DESIGNER SIGNED MMA METROPOLITAN MUSEUM ART DRAGON PIN

$9.00
End Date: May-26 12:21
Buy It Now for only: US $9.00
Buy it now |
Search Results from «Озон» Музеи, коллекции, собрания
 
 Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство ХХ века. Путеводитель
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство ХХ века. Путеводитель
Это первый путеводитель по Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, который знакомит читателя с ведущими мастерами и лучшими произведениями, представленными в собрании музея. Авторы книги - сотрудники отдела новейших течений - прослеживают основные этапы в развитии русского искусства XX века и дают оригинальные интерпретации ряда произведений, по поводу которых еще не существует комментариев в искусствоведческой литературе.

Книга рассчитана на широкий круг читателей....

Цена:
1088 руб

Галерея Боргезе. Рим
Галерея Боргезе. Рим
Коллекция Галереи Боргезе и ее резиденция - Вилла Боргезе, возведенная в начале XVII столетия, являются выдающимися примерами сложившегося в Риме нового стиля - барокко эпохи Контрреформации.
В книге рассказывается о Вилле Боргезе, описывается история собраний и структура галереи. Большой раздел посвящен шедеврам галереи Боргезе - скульптурам нового времени и живописи итальянских и зарубежных школ....

Цена:
689 руб

Национальная галерея в Лондоне
Национальная галерея в Лондоне
Национальная галерея в Лондоне является одним из крупнейших музеев мира. Ее коллекции создавались последовательно и планомерно на основе развивающегося искусствоведения. В нем представлены произведения всех великих мастеров европейской живописи. В книге рассматривается история создания и развития коллекций галереи, характеризуются собрания картин разных национальных школ.
Издание богато иллюстрировано....

Цена:
142 руб

Дрезденская галерея
Дрезденская галерея
Издание 1957 года. Сохранность хорошая.
Во вступительной статье альбома дана общая характеристика главных периодов истории возникновения Дрезденской галереи, основанной в XVI веке. Перед началом второй мировой войны в галерее находилось свыше 2200 картин старых мастеров.
Альбом содержит красочные цветные и черно-белые иллюстрации. Подбор иллюстраций и введение Вольфганга Бальцера....

Цена:
639 руб

Сохраненные сокровища
Сохраненные сокровища
В книге рассказывается о спасении и сохранении в годы Великой Отечественной войны исторических и художественных ценностей, о героизме и самоотверженности, проявленных советскими людьми.
Книга будет полезна учащимся на уроках изобразительного искусства, истории и во внешкольной краеведческой работе....

Цена:
101 руб

 Дрезденская галерея
Дрезденская галерея
Книга рассказывает о картинной галерее Дрездена, древней столицы Саксонии, которая является одним из самых прекрасных собраний живописи в Европе. В целом издание позволит любителям искусства познакомиться с широким кругом выдающихся художников и множеством шедевров мирового искусства....

Цена:
25 руб

Кремль Москвы
Кремль Москвы
Москва, 1957 год. Издательство "Московский рабочий".
С иллюстрациями.
Издательский переплет. Сохранность хорошая. В издании представлен ряд очерков разных авторов, посвященный московскому Кремлю: "Из истории Кремля" (В первые годы после революции. Страницы летописи. XIX и начало ХХ века), "Архитектурные памятники" (Детинец Юрия Долгорукова. Дубовый град Ивана Калиты. Белокаменный Кремль Димитрия Донского. Кремль Ивана III. Кремлевское строительство в XVI века. Расцвет Кремля в XVII столетии. Кремль в XVIII и XIX веках. Начало нового расцвета), "Древняя живопись" (Успенский собор. Благовещенский собор. Архангельский собор. Церковь Ризоположения, палаты и терема), "Оружейная палата" (Оружие. Золотые и серебряные изделия. Вышивки, ткани, одежда. Конюшенная казна. Посольские дары)....

Цена:
449 руб

Velniai
Velniai
В альбоме представлены наиболее ценные и интересные экспонаты коллекции чертей, которую литовский художник, профессор Антанас Жмуйдзинавичус (1876-1966) начал собирать в 1906 году.
Черти со всех уголков Литвы и из разных стран - Англии, Японии, Чехии - собрались под одной крышей, в Каунасе, в доме художника, в котором в 1966 году открылся филиал Государственного художественного музея им.Чюрлениса.
Издание богато иллюстрировано....

Цена:
111 руб

Музей городской скульптуры
Музей городской скульптуры
Книга рассказывает о единственном в нашей стране Музее городской скульптуры, в состав которого кроме городских памятников входят три знаменитых некрополя (XVIII века, мастеров искусств, Литераторские мостки) и экспозиция, расположенная в здании бывшей Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
В путеводителе содержатся сведения о создании памятников, их стилистических особенностях, характеризуется творчество авторов, хронологически прослеживаются основные этапы развития отечественной монументальной скульптуры....

Цена:
125 руб

La Galerie Tretiakov Moscov
La Galerie Tretiakov Moscov
Альбом на французском языке посвящен коллекции живописи Третьяковской галереи....

Цена:
154 руб

Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
2013 Copyright © MuseumPass.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования