Музейное дело
Музейный предмет, его свойства

Музейный предмет, его свойства

На первый, поверхностный взгляд может показаться, что словосочетание «музейный предмет» понятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, письменные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.

В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, И. Бенеша, К. Шрайнера А.М. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический кон-текст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, которое оно имело в среде бытования — в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и характеристики породившей их действительности.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, — информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы — внутреннее информационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те сведения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными — название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. п. Внешнее информационное поле включает сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информацию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, почерпнутую из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, гитара В.С. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой — все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондратьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наиболее полно и ярко отражают то или иное явление действительности. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные исследователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обозначения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» — музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по отношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятником.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработка критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

Неравнозначна и ценность самих музейных предметов, что выражается понятиями «типичность» и «уникальность».

Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандартные промышленные изделия, типовые документы. Такой предмет, даже если он хранится в музее в единственном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют типичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные орудия эпохи неолита.

Вместе с тем, если предмет, отражающий типичное явление, сохранился в одном экземпляре или в очень небольшом количестве, то он считается уникальным музейным предметом, потому что содержащаяся в нем информация приобретает исключительный характер. Другие уникальные предметы являются таковыми в силу своеобразия и неповторимости. Таковы высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научные приборы оригинальной конструкции, единичные экземпляры памятников письменности.

Например, в коллекции фотоаппаратов Государственного Политехнического музея, которая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеются как типовые конструкции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малютка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы, документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленности. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье.

К уникальным относятся и мемориальные предметы — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со знаменательными событиями. Среди них выделяют особую группу — реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся, например, реликвии, связанные с именем донского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, стала причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. С именем Ермака Тимофеевича связано также знамя с изображением Архангела Михаила и коленопреклоненного Иисуса Навина под стенами библейского города Иерихона. Как свидетельствуют документы, знамя «было при завоевании Сибири с Ермаком в царствование царя Ивана Васильеви-ча».

Реликвия — понятие аксиологическое, поэтому с изменением идеологической и ценностной ориентации общества предметы могут становиться реликвиями или переставать ими быть, как это произошло, например, с еще недавно почитаемыми знаменами, под которыми сражались революционные отряды в октябре 1917г.

Итак, уникальными считаются единственные в своем роде предметы, отличающиеся особой научной, исторической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но сохранившиеся в одном экземпляре или в очень ограниченном количестве.

Музейные предметы связаны между собой многими признаками: принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, лицу, автору, типу источников. Их может объединять общая тема, сюжет, время создания, среда бытования, материал и техника изготовления. Эти связи очень важно учитывать, ведь информация, которую сообщает группа взаимосвязанных предметов, полнее и ценнее той, что несет отдельный предмет.

 

источник: Музееведение. Краснокутская Л.И.


просмотров: 6899
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Primitive Bunny In Can With Carrot

$49.50
End Date: Thursday Apr-18-2019 11:15:27 PDT
Buy It Now for only: $49.50
|
Primitive Antique Farmhouse Wood Dough Bowl -19

$12.00
End Date: Wednesday Apr-10-2019 12:35:48 PDT
Buy It Now for only: $12.00
|
A SIMPLE LIFE MAGAZINE ***NEW SPRING 2019 *JILL PETERSON *ANTIQUES PRIMITIVE

$39.35
End Date: Saturday Mar-30-2019 19:42:44 PDT
Buy It Now for only: $39.35
|
12 Leaf & Vine Shelf Brace Shelf Bracket Corbel Cast Iron Rustic FREE SHIPPING

$39.99
End Date: Monday Apr-8-2019 16:04:42 PDT
Buy It Now for only: $39.99
|
2 Wooden Antique Style Church WINDOW Frame Shutters Wood Gothic 36" Shabby Green

$10.00
End Date: Thursday Apr-11-2019 8:16:22 PDT
Buy It Now for only: $10.00
|
CBD Emerald Blossom Cannabidiol Flower

$85.00
End Date: Friday Mar-22-2019 13:24:03 PDT
Buy It Now for only: $85.00
|
Scrap Silver .925 Scrap Wear All Wearable Rings Chains Bracelets 100gram Lots

$48.00
End Date: Thursday Apr-18-2019 15:50:51 PDT
Buy It Now for only: $48.00
|
Antique Silhouette AAFA Jirah Dean NY Original Frame American

$16.95
End Date: Sunday Apr-7-2019 11:52:33 PDT
Buy It Now for only: $16.95
|
Джона Эверетта Милле-Офелия, музей арт постер, искусство холст печать

5 025,81 руб.
End Date: 31.03 05:30
Buy It Now for only: US 5 025,81 руб.
Buy it now |
музей искусства печать Древо Жизни Густав Климт 17x27

1 457,26 руб.
End Date: 24.03 01:54
Buy It Now for only: US 1 457,26 руб.
Buy it now |
музей искусства печать ребенка на берегах Сены, Жан Rene базен

2 422,76 руб.
End Date: 24.03 01:53
Buy It Now for only: US 2 422,76 руб.
Buy it now |
музей искусства печать MURNAU 1909 Василия КАНДИНСКОГО

2 422,76 руб.
End Date: 24.03 01:54
Buy It Now for only: US 2 422,76 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Музеи, коллекции, собрания
 
 Русский музей. От иконы до современности
Русский музей. От иконы до современности
Отношение к культуре, забота о сохранении наследия МИНУВШИХ некой является мерилом нравственного здоровья цивилизованного общества. Ответственность любой компании не может ограничиваться только производственной сферой. Ведущие корпорации всего мира помимо осуществления профессиональных предпринимательских функций оказывают реальную помощь обществ), используя свои экономические и финансовые возможности.
В России всегда были сильны традиции активного благотворительного участия представителей всех сословий в культурной жизни страны. Во многом благодаря щедрым дарам купцов, промышленников и предпринимателей в XIX - начале XX века Россия стала обладательницей уникальных коллекций живописи. Они легли в основу собраний ведущих отечественных музеев и составили неотъемлемую часть мировой художественной культуры....

Цена:
3632 руб

Миниатюры хлудовской Псалтыри
Миниатюры хлудовской Псалтыри
Издание 1977 года. Сохранность очень хорошая.
Книга прекрасно оформлена, имеет множество цветных иллюстраций.
Греческая псалтырь рукописного собрания Государственного Исторического музея в Москве является одним из самых известных в мире памятников средневекового искусства....

Цена:
1589 руб

Дело о янтарной комнате
Дело о янтарной комнате
Эта книга о невероятной, загадочной и даже мистической истории знаменитой Янтарной комнаты из Царского Села. За 300 лет, которые отделяют нас от первых шагов по ее созданию, в судьбе Янтарной комнаты произошли увлекательные события,участниками которых стали прусские короли, русские императоры, великие художники и архитекторы, вожди Третьего рейха и советские лидеры, а также рядовые граждане. В 1999 году Янтарная комната была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый ценный культурный экспонат....

Цена:
479 руб

Елена Шарнова Орсе (подарочное издание)
Орсе (подарочное издание)
Стильно оформленное подарочное издание, представляющее собой богато иллюстрированный альбом в футляре.

Орсе, второму по величине музею Парижа, всего 20 лет, дата его открытия - 1986 год, место - реконструированный парижский вокзал. Орсе - первый в мире музей, посвященный одному столетию, искусству XIX века, второй его половине; здесь выставлены художники Салона, символисты, импрессионисты, неоимпрессионисты...
Музей Орсе стал одним из основателей моды на новый тип музея, в котором произведения искусства помещаются в промышленное здание; теперь уже никого не удивит художественная выставка в очередном лофте, но в 1986 году, когда музей был открыт в бывшем вокзале, эта идея казалась почти безумной.
Лучшее подтверждение признания и успеха, которые заслуженно пришли к этому удивительному музею за столь небольшой срок его существования, - это огромная многоязыкая очередь, всегда изгибающаяся змеей перед Орсе.
Книга, знакомящая с живописью Орсе, построена по тому же принципу, что и экспозиция музея. В ней есть монографические очерки (Курбе, Домье, Милле, Мане, Моне, Ренуар, Дега, Сезанн, Ван Гог, Гоген), а также разделы, рассказывающие о барбизонской школе, группе "Наби" и художниках других европейских школ. Превосходные иллюстрации помогут читателю совершить путешествие по этому удивительному музею....

Цена:
9328 руб

Полтавский художественный музей. Альбом
Полтавский художественный музей. Альбом
Собрание Полтавского художественного музея довольно разнообразно - кроме произведений отечественного и зарубежного изобразительного искусства, оно имеет многочисленную этнографическую коллекцию.
Текстовая часть знакомит с историей создания музея, характеризует лучшие произведения собрания.
В альбоме репродуцировано более ста цветных и черно-белых репродукций произведений русского, украинского и зарубежного изобразительного искусства....

Цена:
414 руб

Музей истории искусств. Вена
Музей истории искусств. Вена
Венский Музей истории искусств является одним из крупнейших в Европе, благодаря его обширной коллекции. Величественное здание, в котором музей располагается, создано одним из лучших архитекторов XIX века Готфридом Земпером при участии Карла фон Хазенауэра. Здание в неоренессансном стиле было построено в правление императора Франца-Иосифа I и открыло свои двери публике в 1891 г. Множество туристов посещают музей, чему в немалой степени способствует его местоположение: рядом с Рингштрассе на площади Марии Терезии.
Музей владеет крупными коллекциями живописи, древнеегипетского и античного искусства, оружия и доспехов, старинных музыкальных инстру­ментов и собранием предметов из Антверпенского замка. Также в состав музея входит нумизматический кабинет и сокровищница. Кроме того, в музее собрана великолепная библиотека, которой пользуются исследова­тели со всего мира....

Цена:
330 руб

Музей Барджелло
Музей Барджелло
Национальный музей расположен в одном из старейших зданий Флоренции, датируемое 1255г. Первоначально штаб Capitano del Popolo (народный капитан), а затем Podesta, дворец стал в шестнадцатом веке резиденцией Bargello-главы полиции, от которого и получил свое название, а на протяжении всего 18 века использовался в качестве тюрьмы. Его стены стали свидетелями важных эпизодов гражданской истории. Он был местом заседания Совета Ста, в котором Данте принимал участие, является свидетелем осады, пожаров, местом казни. Самый нашумевший приговор вероятно был по отношению к Барончелли, который участвовал в заговоре Пацци против Медичи, свидетелем которого стал Леонардо. На протяжении 14-15-го в. дворец подвергался целому ряду изменений и дополнений, сохранивший несмотря на это свою гармоничную строгость, лучше всего выраженную красивым двором, балконом, большим залом на первом этаже....

Цена:
469 руб

 Totma / Тотьма. Альбом-путеводитель по коллекциям Тотемского музейного объединения
Totma / Тотьма. Альбом-путеводитель по коллекциям Тотемского музейного объединения
Пятый выпуск серии "Художественные сокровища Российской провинции" посвящен коллекциям Тотемского музейного объединения. Помимо общего обзора этого великолепного собрания (икона, деревянная скульптура, народный костюм, этнографические объекты и др.), публикуются материалы об историческом фотоархиве Тотьмы, о вотивных подвесках, о тотемских землепроходцах XVI-XIX веков. В Приложениях - описание коллекции резных и расписных прялок, а также статья М.И.Мильчика об иконе "Св. Иоасаф Каменский" - уникальном иконографическом источнике к утраченному памятнику архитектуры....

Цена:
837 руб

Елена Милюгина Галерея старых мастеров. Дрезден
Галерея старых мастеров. Дрезден
История Галереи старых мастеров неразрывно связана с историей Дрездена - столицы Саксонии, земли на юго-востоке Германии. Благодаря уникальному положению на перекрестье географических и исторических торговых путей Дрезден сыграл выдающуюся роль в развитии европейского искусства и стал активным проводником творческих идей. За это его называли Флоренцией на Эльбе, вторым Парижем, и он вполне оправдывал славу третьей художественной столицы Европы. Сформировавшееся здесь собрание старых мастеров считается крупнейшим в мире и по уровню не уступает коллекциям Лувра, Эрмитажа, Прадо, Уффици, галерей Ватикана....

Цена:
2443 руб

 Художник и книга. Собрание Марка Башмакова. Выпуск 3. Александр Алексеев. Мастер книги
Художник и книга. Собрание Марка Башмакова. Выпуск 3. Александр Алексеев. Мастер книги
Вашему вниманию перелагается книга "Художник и книга. Собрание Марка Башмакова. Выпуск 3. Александр Алексеев. Мастер книги".

Для широкого круга читателей. ...

Цена:
962 руб

Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
2013 Copyright © MuseumPass.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования