Музейное дело
Музейный предмет, его свойства

Музейный предмет, его свойства

На первый, поверхностный взгляд может показаться, что словосочетание «музейный предмет» понятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, письменные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.

В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, И. Бенеша, К. Шрайнера А.М. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический кон-текст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, которое оно имело в среде бытования — в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и характеристики породившей их действительности.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, — информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы — внутреннее информационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те сведения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными — название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. п. Внешнее информационное поле включает сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информацию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, почерпнутую из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, гитара В.С. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой — все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондратьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наиболее полно и ярко отражают то или иное явление действительности. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные исследователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обозначения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» — музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по отношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятником.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработка критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

Неравнозначна и ценность самих музейных предметов, что выражается понятиями «типичность» и «уникальность».

Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандартные промышленные изделия, типовые документы. Такой предмет, даже если он хранится в музее в единственном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют типичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные орудия эпохи неолита.

Вместе с тем, если предмет, отражающий типичное явление, сохранился в одном экземпляре или в очень небольшом количестве, то он считается уникальным музейным предметом, потому что содержащаяся в нем информация приобретает исключительный характер. Другие уникальные предметы являются таковыми в силу своеобразия и неповторимости. Таковы высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научные приборы оригинальной конструкции, единичные экземпляры памятников письменности.

Например, в коллекции фотоаппаратов Государственного Политехнического музея, которая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеются как типовые конструкции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малютка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы, документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленности. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье.

К уникальным относятся и мемориальные предметы — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со знаменательными событиями. Среди них выделяют особую группу — реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся, например, реликвии, связанные с именем донского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, стала причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. С именем Ермака Тимофеевича связано также знамя с изображением Архангела Михаила и коленопреклоненного Иисуса Навина под стенами библейского города Иерихона. Как свидетельствуют документы, знамя «было при завоевании Сибири с Ермаком в царствование царя Ивана Васильеви-ча».

Реликвия — понятие аксиологическое, поэтому с изменением идеологической и ценностной ориентации общества предметы могут становиться реликвиями или переставать ими быть, как это произошло, например, с еще недавно почитаемыми знаменами, под которыми сражались революционные отряды в октябре 1917г.

Итак, уникальными считаются единственные в своем роде предметы, отличающиеся особой научной, исторической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но сохранившиеся в одном экземпляре или в очень ограниченном количестве.

Музейные предметы связаны между собой многими признаками: принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, лицу, автору, типу источников. Их может объединять общая тема, сюжет, время создания, среда бытования, материал и техника изготовления. Эти связи очень важно учитывать, ведь информация, которую сообщает группа взаимосвязанных предметов, полнее и ценнее той, что несет отдельный предмет.

 

источник: Музееведение. Краснокутская Л.И.


просмотров: 5523
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Sarah's Day Sweat it to Shred it Fitness Guide

$9.99
End Date: Tuesday Aug-7-2018 17:18:51 PDT
Buy It Now for only: $9.99
|
Heavy Cast Iron Octopus Towel Hanger Coat Hooks Hat Hook, Key Rack Nautical

$65.00
End Date: Wednesday Jul-25-2018 17:06:00 PDT
Buy It Now for only: $65.00
|
Vintage Handmade Primitive Cupboard / Wheat Farina Cereal / Akron Milling,Ohio

$59.00
End Date: Wednesday Aug-15-2018 9:04:24 PDT
Buy It Now for only: $59.00
|
Primitive Handmade Americana July Fourth Statue Of Liberty Doll Fourth Of July 

$139.99
End Date: Friday Jul-27-2018 19:23:15 PDT
Buy It Now for only: $139.99
|
Vtg HERMAN MILLER EAMES Aluminum Group Segmented Double Base Table Legs BLACK

$59.99
End Date: Tuesday Aug-14-2018 17:57:32 PDT
Buy It Now for only: $59.99
|
Antique Primitive 1914 Standard Garden Tool Co Midget Garden Seed Planter Wheel

$95.00
End Date: Sunday Jul-22-2018 16:00:14 PDT
Buy It Now for only: $95.00
|
Primitive Antique Wood Mortar and Pestle, treen mortar, lathe turned wood

$7.50
End Date: Thursday Jul-26-2018 9:00:12 PDT
Buy It Now for only: $7.50
|
8" Metal Barn Stars, Set of 3 - Black, Burgundy, Rusty ~ Primitive, Country

$19.99
End Date: Tuesday Aug-7-2018 20:16:56 PDT
Buy It Now for only: $19.99
|
Search Results from «Озон» Музеи, коллекции, собрания
 
Джулиан Харрисон Гарри Поттер. История волшебства
Гарри Поттер. История волшебства
В 2017 году Дж.К. Роулинг, издательство «Блумсбери» и Британская библиотека объединились, чтобы отметить двадцатилетний юбилей романа «Гарри Поттер и философский камень». На уникальной выставке «Гарри Поттер: история волшебства» представлено целое собрание удивительных экспонатов, имеющих непосредственное отношение к книгам о Гарри Поттере и многовековой истории магии: манускрипты, картины, свитки, талисманы, а также ранние черновики с комментариями и рисунками Дж.К. Роулинг и оригиналы иллюстраций Джима Кея и Оливии Ломенек Джилл. Издательство «Блумсбери» выпустило официальный гид по выставке, разделенный на главы, каждая из которых посвящена учебным предметам «Хогварца»: зельеделию, астрономии, превращениям, гербологии, защите от сил зла и другим. Читателей ждет удивительное путешествие к истокам Волшебного мира....

Цена:
1389 руб

Наталия Семенова Сергей Щукин и его коллекция (подарочное издание)
Сергей Щукин и его коллекция (подарочное издание)
  • Первый полный иллюстрированный каталог знаменитой коллекции Щукина

  • Уникальные иллюстрации, а также архивные материалы и фотографии, многие из которых публикуются впервые - всего около 500 изображений
  • Увлекательный рассказ о великом русском коллекционере, чья коллекция составила ценнейшие части собраний Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина
  • Предисловие внука Сергея Щукина, Андре-Марка Делок-Фурко

    Альбом "Сергей Щукин и его коллекция" открывает новый книжный проект издательства СЛОВО/SLOVO, в рамках которого мы будем знакомить читателей с великими коллекционерами, благодаря частным собраниям и меценатской деятельности которых во многом сложилось - и сохранилось - художественное и культурное наследие России.

    Сергей Щукин по праву считается одним из величайших коллекционеров XX века не только России, но и мира.
    Будущий собиратель пошел по стопам отца, одного из самых гениальных торгово-промышленных деятелей пореформенной России и возглавил основанную им фирму "И.В.Щукин и сыновья". Однако Сергей Иванович шагнул по купеческой лестнице выше, получив в 1894 году от министра финансов "за полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности" звание коммерции советника. Так "товарищ старшины Московского купеческого сословия Сергей Щукин" оказался в числе воротил торгового и финансового мира Москвы.
    Скоро фирма "И.В.Щукин и сыновья" лидировала среди скупщиков хлопчатобумажных и шерстяных товаров, контролируя конъюнктуру и ассортимент мануфактурных фабрик Москвы и губернии.
    Бурная энергия и особые способности Щукина-коммерсанта неожиданно нашли еще один достойный выход. Сергей Иванович стал собирать современную французскую живопись. После покупки в 1897 году картины Клода Моне "Аржантейская сирень" (первого из попавших в Россию полотна художников-импрессионистов) Сергей Щукин начал создавать коллекцию новой живописи, которую в 1903 году с полным правом стали именовать в Москве галереей.
    Моне, Дега, Сезанн, Ренуар, Руссо, Пикассо, Ван Гог, Гоген и конечно Матисс - это лишь часть длинного списка гениев, чьи произведения стали достоянием коллекции Щукина.
    Сегодня эти бесценные шедевры мировой живописи украшают залы Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина; без них невозможно представить собрания крупнейших музеев России.
    В 2016 году фонд Louis Vuitton провел грандиозную выставку работ из коллекции Щукина в Париже, ставшую самым успешным выставочным проектом Франции - посмотреть шедевры щукинского собрания пришли более миллиона зрителей со всего мира.

    Наталия Семенова предлагает новый взгляд на знаменитое московское собрание. Это издание - первый полный иллюстрированный каталог коллекции; в него вошли все без исключения, купленные С.И.Щукиным работы. Благодаря этой книге мы впервые имеем возможность увидеть знаменитую щукинскую коллекцию целиком, во всем ее великолепии; роскошный дизайн и передовые технологии печати с точностью передают колорит и фактуру живописи, а текст читается, как приключенческий роман. Читателю выпадает уникальный шанс осмотреть коллекцию Щукина целиком и сразу - в роскошном иллюстрированном издании.

    "О Сергее Щукине и его братьях можно было бы написать русскую "сагу", охватив почти целое столетие русской, да и европейской истории в придачу…Наш герой родился в дореформенные 1850-е, учился в пореформенные 1860-е, стажировался за границей в 1870-е, вошел в семейное дело в 1880-е, стал покупать импрессионистов в 1890-е, Гогена и Матисса - в 1900-е, Дерена и Пикассо - в 1910-е, а умер в Париже за несколько лет до начала Второй мировой войны… "Феномен Щукина" - это …феномен русского купечества, слухи о дремучести которого сильно преувеличены"

    Наталия Семенова,
    биограф Сергея Щукина



    "В советский период имя Сергея Ивановича Щукина было предано забвению. Однако с конца 1980-х годов о нем заговорили вновь. Это случилось благодаря русским историкам искусства и художественным критикам, и прежде всего - благодаря Наталии Семеновой. В наши дни Щукин уже сделался легендой. Выставка его коллекции французских модернистов в Фонде Louis Vuitton, побила все рекорды посещаемости - 1 200 000 человек!"

    Андре-Марк Делок-Фурко,
    внук Сергея Ивановича Щукина

  • ...

    Цена:
    9095 руб

    Е. Милюгина Музей изящных искусств. Бостон
    Музей изящных искусств. Бостон
    Альбом - одно из отечественных изданий, посвященных Музею изящных искусств в Бостоне. Разделы альбома отображают историю едва ли не всех ведущих национальных школ в разнообразии жанров, стилей и творческих индивидуальностей....

    Цена:
    3529 руб

    Надежда Чамина Рим. Галерея Боргезе (подарочное издание)
    Рим. Галерея Боргезе (подарочное издание)
    Стильно оформленное подарочное издание, представляющее собой богато иллюстрированный альбом в суперобложке. Книга упакована в подарочный футляр.

    Альбом знакомит со знаменитой римской галереей Боргезе, с коллекцией античного искусства и скульптуры Нового времени, шедеврами Ренессанса и работами художников XVII-XVIII вв., собранной одним из самых знаменитых и могущественных родов Италии и хранящейся в прекрасном дворце, построенном специально для произведений искусства. Здесь хранятся великолепные скульптуры Бернини, полотна Рафаэля и Тициана, Джованни Беллини и Паоло Веронезе, Перуджино и Корреджо, Кранаха и Рубенса и других знаменитых мастеров. - Впервые в России - подарочное издание об одном из самых знаменитых художественных собраний Италии и мира. - Обращение к российским читателям директора Галереи Боргезе Анны Колива. - Альбом "Рим. Галерея Боргезе" - это 25-ая книга в серии "Великие Музеи Мира". - Проект был запущен в 1998 году, когда вышел первый альбом серии - "Ватикан",- посвященный живописи знаменитых музеев Ватикана. - Серия стала самым знаменитым проектом, посвященным музеям мира, и является лицом издательства "Слово". - С 1998 года по 2017 общий тираж изданных в серии альбомов составил более 100000 экземпляров!...

    Цена:
    9900 руб

    Елена Милюгина Музей Гетти. Лос-Анджелес
    Музей Гетти. Лос-Анджелес
    Альбом знакомит читателя с историей и художественной коллекцией Музея Гетти - крупнейшего в Калифорнии и самого масштабного выставочного центра на всем западном побережье Соединенных Штатов Америки. Музей Гетти стал одним из самых посещаемых в США.



    ...

    Цена:
    2539 руб

    Театральные коллекции Франции
    Театральные коллекции Франции
    В книге рассказывается о крупнейших театральных музеях Франции - музее театра "Комедии Франсэз", музее "Гранд-Опера" и о театральном собрании национальной библиотеки. Музей "Комедии Франсэз" включает уникальные собрания графики, живописи и скульптуры, отражающие историю старейшего театра Франции, деятельности его актеров, драматургов, художников. Огромная театральная коллекция Национальной библиотеки. Здесь собраны архивы видных театральных деятелей Франции А. Антуана, Ж. Копо, Л. Жуве, А. Барсака, Г. Бати, Ж. Вилара и многих других. Страницы режиссерских экземпляров, эскизы декораций и костюмов рассказывают о работе целой плеяды замечательных режиссеров конца XIX - XX в.
    Издание содержит огромное количество иллюстраций....

    Цена:
    163 руб

    Александр Александрович Дейнека
    Александр Александрович Дейнека
    Александр Александрович Дейнека принадлежит к числу художников редкого дарования, которым самой судьбой уготована участь обновителей искусства. В содержании каждой эпохи элементы старого, уходящего соседствуют с приметами нового, нарождающегося, и в этом сочетании заключена мудрость человеческого бытия, для которого преемственность значит ничуть не меньше революционного преодоления отжившего. Одно из назначений искусства - углублять духовный опыт настоящего через освоение прошлого, не потерявшего своей ценности. Уходящую Русь писали Репин и Суриков, Пластов и Корин, поднимая при этом жгучие нравственные проблемы.
    Мастера дейнековского склада находят свое призвание в открытии образного смысла новых явлений и понятий жизни, в решении тем, впервые ставших объектом эстетического осмысления. Такая деятельность сопряжена с широким общественным кругозором, передовыми убеждениями, изобретательной фантазией и высокой культурой видения. Неукротимый азарт искателя, дерзкая смелость новатора сочетались в Дейнеке с обостренным чувством социальной ценности творческого труда, с беспощадной требовательностью к его результатам. Значимость сделанных им открытий не всегда понимали вовремя. В биографии художника были трудные периоды, когда ему приходилось вести борьбу за признание, доказывать правильность своей позиции, отстаивать идейную и формальную новизну образных решений. Все это не помешало Дейнеке с годами снискать авторитет маститого классика и под конец жизни стать обладателем таких высоких званий, как лауреат Ленинской премии и Герой Социалистического Труда. Для художника нет более серьезного испытания на подлинность, чем проверка временем. Время воздало должное Дейнеке, причислив его к самым значительным фигурам искусства XX столетия, положившим начало далеко идущим тенденциям....

    Цена:
    929 руб

    Серия "Города и музеи мира" (комплект из 41 книги)
    Серия "Города и музеи мира" (комплект из 41 книги)
    Данная серия позволит читателю ознакомиться с архитектурным обликом и художественными сокровищами городов и крупнейших музеев мира, с памятниками мирового искусства....

    Цена:
    9590 руб

    Эрмитаж. Здания и залы музея
    Эрмитаж. Здания и залы музея
    Путеводитель по залам Эрмитажа. С черно-белыми иллюстрациями....

    Цена:
    409 руб

    Мария Сокологорская Вена. Музей истории искусства (подарочное издание)
    Вена. Музей истории искусства (подарочное издание)
    Оригинально оформленное, богато иллюстрированное подарочное издание в тканевом переплете и суперобложкой. Книга вложена в футляр, обтянутый тканью.

  • Новый альбом в серии "Великие музеи мира";
  • Самое полное собрание живописи одного из крупнейших музеев Европы в одном альбоме;
  • Высочайшее качество полиграфии, потрясающие иллюстрации;
  • Прекрасный подарок ценителю искусства и прекрасное дополнение домашней библиотеки.


  • Картинная галерея этого музея считается по величине четвертой в мире и включает в себя живопись европейских художников ХIV-XVIII веков. Из итальянцев здесь представлены Мантенья и Рафаэль, Джорджоне и Тициан, Веронезе и Караваджо. Северное возрождение олицетворяют Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Питер Брейгель Старший. В разделе фламандской живописи картины Рубенса, Йорданса, Антониса ван Дейка. В голландском разделе Рембрандт, Халс, Вермер, Терборх. Немецкое искусство представляют шедевры Дюрера, Кранаха, Ганса Гольбейна, испанское - портреты кисти Веласкеса. Вступительная статья знакомит с историей коллекции, основу которой заложили императоры, короли, эрцгерцоги из династии Габсбургов в ХV веке....

    Цена:
    7791 руб

    Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
    2013 Copyright © MuseumPass.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования