Музейное дело
Национальный музей в Калмыкии предпосылки возникновения

Национальный музей в Калмыкии предпосылки возникновения

 

МАТВЕНОВ ЕВГЕНИЙ РАСТИТОВИЧ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РФ 1920 – 2009 гг.

(НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

Специальность 07. 00. 02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Астрахань. 2010

 

 

 

I. Общая характеристика исследования

 

Актуальность исследования исторического опыта сохранения культурного наследия в Российской Федерации на примере Калмыкии обусловлена тем, что со второй половины 50-х гг. XX века и до настоящего времени все острее встает проблема сохранения, изучения и использования культурного наследия калмыцкого народа. В этом важном деле неоценимую роль всегда играли музейные учреждения страны, поскольку они неразрывно связаны со стремлением каждого поколения сохранить и приумножить культурное достояние нации. История музейных хранилищ — это история отношения общества к культурному наследию, его изучению и сохранению. Именно поэтому она заслуживает внимательного изучения, глубокого осмысления накопленного опыта, позволяющего не только расширить наш кругозор, но и понять роль музейных центров в современном обществе как самостоятельного культурного феномена, имеющего собственный потенциал саморазвития.

Федеральным Законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные учреждения определяются как особо ценный объект культурного наследия народов России . Изучение путей становления этих уникальных хранилищ человеческой памяти и культуры, их исторического опыта имеет сегодня важное значение для практического использования опыта Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. К нему относятся комплектование, учет, хранение, изучение и использование музеями культурного наследия страны. Музейное дело, музееведение и музейная практика является составной частью государственной культурной политики России. К ней также относятся научно-фондовая, экспозиционная и культурно-образовательная деятельность .

В 1990-х годах в России отношение к культурному наследию, отражающим исторический опыт страны, стало центральной проблемой и оформилось в понятие культурного наследия. Это нашло отражение в законодательных актах и правовой политике государства. Были приняты важнейшие законодательные акты, направленные на создание правовой базы для сохранения и развития отечественной культуры .

Сохранение культурного наследия всегда несет на себе отпечаток регионального культурного своеобразия. Территория Калмыкии исторически всегда являлось своеобразным мостом, соединявшим азиатскую цивилизацию с европейской. Этот регион оказался зоной мощных межкультурных взаимодействий, что неизбежно нашло свое отражение в культурном наследии.

История сохранения культурного наследия  в Калмыкии представляет широкий спектр вариантов становления музейной деятельности. Изучение деятельности краеведческого музея позволит определить его роль в формировании исторического сознания современного российского общества, расширить возможности влияния на общественное мнение, повысить их значение в патриотическом воспитании молодежи.

 

Степень изученности темы исследования. Имеющуюся литературу по проблемам истории сохранения культурного наследия в Российской Федерации можно разделить на три группы. Первая - это работы, рассматривающие музеологические вопросы общего характера, вторая - исследования по истории музеев, третья – работы непосредственно касающиеся темы исследования.

В 1920-е годы вопросы сохранения культурного наследия  обогащаются несколькими новациями: появляется идея создания музейных учреждений нового типа в исторических исследованиях, социального и историко-революционного характера. В деле образования масс основная ставка делается на музеи местные, областные, республиканские . Во многих работах утверждается тезис, что музейные экспозиции должны быть идейными по содержанию и нести образовательные функции . Дальнейшая идеологизация музеев привела к новой трактовке их роли в образовании: не столько формирование личности, сколько формирование знаний, умений, навыков. Музей превратился в разновидность учебника, своеобразное приложение к школьной программе. Деятельность музеев начинает жестко подчиняться учебно-воспитательному процессу в школе .

Исследовательская работа сохранялась не как самоцель, в основном для лучшего решения учебных задач. Эти положения получили развитие в материалах и решениях Первого Всероссийского музейного съезда, в декабре 1930 г ., а также ряда партийных и советских решений и инструкций .

Важную и определяющую роль в дальнейшем развитии музейного дела сыграли работы новых теоретиков: как руководителей музейного дела России (И.К. Луппол, Ф. Кон), так и руководителей советского просвещения (А. Бубнов, Н.К. Крупская) . В эти годы окончательно утверждается особое, советское видение музея и его задач - прежде всего как «инструмента культурной революции» .

Музеи должны были стать, прежде всего, политико-просветительными учреждениями и служить задачам коммунистического воспитания. Советский музей должен был по Ф. Кону «быть активным борцом за социалистическое строительство» . Вскоре подобное видение музеев утвердилось окончательно, и работы, которые появлялись в 1930-е годы, имели уже не столько научно-исследовательский, сколько инструктивно-директивный характер .

При таких подходах, музеи на местах становились достаточно однотипными во второй половине ХХ века. Более 80% музейной сети составляли краеведческие музеи. А.Д. Маневский определял такой музей как комплексный, поскольку он посвящен «всестороннему изучению и показу определенной территории» . Никаких особенностей у подобного типа музея не было и быть не могло. Все определялось изначально большим количеством методической литературы, основной массив которой сложился в 30-х гг. ХХ в. . Впоследствии, коррективы в экспозиции и коллекции определялись соответствующими постановлениями руководящих органов СССР и инструкциями Министерства культуры. На протяжении всего послевоенного периода основным направлением деятельности музеев стало воспитание трудящихся и мобилизация их на решение задач очередного партийного съезда. Соответствующие работы не столько популяризировали музейный опыт, сколько давали директивные указания относительно того, как надлежит выстраивать экспозиции в соответствии с возникающими задачами.

На сегодняшний день взгляд на музей, прежде всего как на социальный институт общепризнан: это социально-культурный институт, который собирает, хранит, и экспонирует культурные, материальные и духовные ценности человечества, реализует функции просвещения и образования, вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества.

В период XX века музеи и музейные учреждения страны рассматривались как историками советского государства, так и историками музейного дела. Теоретически объект изучения у них был общий - музеи. Как подчеркивал авторитетный специалист музееведения A.M. Разгон, история музейного дела есть в то же время история науки и история культуры вообще .

Начиная со второй половины 1950-х гг., история сохранения культурного наследия стала предметом целенаправленных исследований НИИ музееведения. В период 1957-1971 гг. было опубликовано семь выпусков «Очерков истории музейного дела в СССР». «Очерки» освещали этапы развития музейного дела, государственную музейную политику. В работах В.К. Гарданова, Д.А. Равикович, О.В. Ионовой, М.П. Симкина, В.Н. Игнатьева, A.M. Разгона были даны ценные материалы по истории музейного дела, прежде всего в СССР, что позволяло получить представление о состоянии музейного дела в целом, а также выявить специфику исторического подхода к изучению музейной деятельности .

В то же время многих авторов интересовала музейная сеть в целом, а не конкретные музеи конкретных регионов. Заслугой этих, исследователей (С.С. Дмитриева, А.Б. Закс и А.В. Ушакова) , являлось то, что они поставили тему изучения истории музейного дела в качестве самостоятельной проблемы.

На современном этапе исследователи (Л.Н. Годунова, М.З. Гусалова, Г.А. Кузина, Т.А. Пархоменко, Т.П. Спиридонова, X. Турьинская, М.Ю. Юхневич и др.) пытаются в изменившихся исторических условиях по-новому взглянуть на взаимоотношения музеев и государства, складывавшиеся на протяжении XIX - XX вв.

Активизация изучения музеев и их истории началась в 1990-х гг., когда в меняющихся социально-политических и социально-экономических условиях вновь оживились дискуссии о роли и функции музея. Главной задачей российских музеев на современном этапе является пересмотр концепций объективного отражения исторического процесса - чему был посвящен ряд научных и научно-практических конференций музейных работников .

Качественным рубежом в сохранении культурного наследия в Российской Федерации, в разработке истории отдельных музейных учреждений стала «Российская музейная энциклопедия», подготовленная в Российском институте культурологи (М., 2001).

На современном этапе проблема музейных центров начинает изучаться по-новому (С.А. Каспиранская, Ю.М. Газалова, И.М. Коссова, Э.А. Шулепова) . Авторы видят  их роль в том, что «именно они и обеспечивают непрерывность трансляции наследия, разнообразных пластов отечественной истории и культуры» .

По истории сохранения культурного наследия Российской Федерации и в отдельных регионах в последнее время создавались преимущественно диссертационные исследования, причем как историков, так и культурологов. Так, только за последние годы защищены диссертации по истории музейного дела: Г.В. Найдаковой о деятельности музеев в национальных районах Восточной Сибири (1917-1980 гг.), П.В. Винокурова в Якутии (сер. 80-х гг. XIX в. - 1980 г.)., Е.М. Кравцовой на Европейском Севере (2-ая пол. XIX в. - 20-е гг. XX в.), О.Н. Труевцевой в Сибири (2-я пол. XX в.), Л.В. Корневой на Дальнем Востоке (1884-1917 гг.), А.О. Дыртык-оол в Туве (1921-2000 гг.), Е.Г. Морозовой в Западной Сибири (во 2-й пол. XIX - нач. XXI вв.), О.С. Бурковой в Среднем Поволжье (1880-1917 гг.), В.В. Титовой в центральном регионе РФ (на рубеже XX — XXI вв.).

История сохранения культурного наследия в Калмыкии до настоящего исследования затрагивалось лишь частично, в основном в работах, посвященных развитию культуры в Калмыкии в советский период. Степень изученности темы характеризуется относительно небольшим количеством научных и научно-популярных статей, опубликованных в сборниках научных трудов и общественно-политических, отраслевых журналах.

Так первые сведения, относящиеся непосредственно к образованию музея в Калмыкии относятся к материалам 1-го Общекалмыцкого съезда Советов в 1920 г. .

В 1921 г. появился целый ряд статей, посвященных непосредственно целям и задачам Калмыцкого национального музея. Это работы известных авторов, как Порох В.П. «Работникам просвещения Автономной калмыцкой области» , Богдзевич П.И. «Задачи исторического отделения в областном Калмыцком музее»,  Сахаров С.П. «Этнографическое отделение в областном Калмыцком музее» , Пальмов Н.Н. «О некоторых памятниках калмыцкой старины и искусства»  и другие. Через некоторое время эти работы были включены в сборник «К открытию Областного Калмыцкого историко-этнографического музея» и издан в г. Астрахани . Многие проблемы создания и функционирования Калмыцкого музея затрагивались в 1920-1930-х гг. в работах Пальмова Н.Н., Пороха В.П., Борисова Т.К  и др. Затрагивалась эта тема и в переписке одного из видных партийных и государственных деятелей Калмыкии Х.Б. Канукова с Н.Н. Пальмовым .

Во второй половине ХХ в. проблема темы исследования затрагивалась в работах И.С. Немичева, В.Б. Убушаева, Л.С. Бурчиновой, А.М. Джалаевой . Так, работы Л.С. Бурчиновой «Пальмов и историческая наука Калмыкии» и «Ученый, педагог, человек» исследовали жизнь и деятельность Н.Н. Пальмова, стоявшего у истоков организации и начального этапа функционирования Калмыцкого национального музея.

В начале ХХI в. были изданы два выпуска «Вестника Калмыцкого республиканского краеведческого музея им. профессора Н.Н. Пальмова» . В эти вестники вошли работы также так или иначе касавшиеся темы диссертационного исследования . Так статья С.В. Оконовой была посвящена первому этапу деятельности Национального музея Республики Калмыкия . Исследования И.И. Мучаевой посвящались истории формирования музейного собрания. Бадмаева В.В. рассматривала этнографические предметы в коллекции музея. Статьи этого сборника, так или иначе затрагивали различные темы музееведения и деятельности Национального музея Республики Калмыкия, но надо отметить, что тема диссертационного исследования до сих пор не получила комплексного отражения в научной литературе.

Исходя из актуальности темы и степени ее изученности, автор ставит целью своего исследования изучение истории сохранениям культурного наследия в Российской Федерации на материалах Калмыкии.

Соответственно были поставлены следующие задачи:

 - проанализировать процесс возникновения, становления и развития сохранениям культурного наследия в Российской Федерации на материалах Калмыкии;

- проследить историю развития Калмыцкого национального музея как базового учреждения Калмыкии по сохранению культурного наследия калмыцкого народа;

- исследовать культурно-просветительную и образовательную деятельность Калмыцкого республиканского краеведческого музея как типичного социокультурного института XX в.;

- определить значение исторического опыта для современного развития мероприятий по сохранению культурного наследия в регионе;

- раскрыть большую роль национального музея Калмыкии в сохранении и изучении историко-этнографического наследия калмыцкого народа;

- отразить многогранные задачи, которые стоят перед Национальным музеем Республики Калмыкия на современном этапе, как перед научно-исследовательском, так и просветительно-воспитательным учреждением по сохранению культурного наследия калмыцкого народа.

 

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1920 г. по современный период - 2009 год. Можно выделить два основных исторических этапа сохранения культурного наледия калмыцкого народа в ХХ веке, первый с 1920 г. до 1943 г., второй с 1958 г. по 2009 год. Начальная дата исследуемого периода обусловлена постановлением 1-го Общекалмыцкого съезда Советов о создании Калмыцкого краеведческого музея. Выбор ограничения исследования 2009 годом связан с празднованием 400-летнего юбилея добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства, актуальной необходимостью сохранения и популяризации культурного наследия калмыцкого народа.

 

Территориальные рамки исследования охватывают Калмыкию как территориально-административную единицу в конкретно-исторических условиях: на протяжении первой половины XX вв. она называлась автономной областью, затем автономной республикой.

 

Методологической базой диссертационного исследования послужили основополагающие принципы историзма, объективизма и системности. Принцип историзма позволяет рассмотреть явления в их развитии и органической взаимосвязи. Принцип объективности применяется при оценке фактов, событий, явлений и основывается на всестороннем анализе источников, он позволяет беспристрастно оценивать картину исторического опыта сохранению культурного наследия калмыцкого народа и рассмотреть их в связи с окружающими событиями и процессами российской истории. Совокупность этих методов позволила в достаточной степени полно и четко изучить поставленные задачи.

 

Источниковая база исследования основана на использовании широкого круга опубликованных и неопубликованных материалов. Весь массив источников можно разделить на несколько связанных между собой групп.

Первую группу источников составляют сборники документов и материалов, опубликованных в основном в 1960-1970-ее годы . Сборники составлены в проблемно-хронологическом порядке и представлены документами центральных и местных архивов, имеющих большое значение для решения исследовательских задач. Содержащиеся в них документы и материалы содержат сведения о возникновении и становлении музейного дела в Калмыкии на его первоначальном этапе.

В диссертационном исследовании использовались также сборники документов по вопросам музейного дела в РСФСР, охране памятников истории и культуры в России .

Еще одну важную группу источников составляют различные нормативно-правовые акты, регламентирующие наиболее важные стороны музейной деятельности. Значительную роль в музейной деятельности в исследуемый период играли законы по охране и использованию памятников истории и культуры, принятые Верховными Советами СССР (1976г.) и РСФСР (1978г.), а также Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (1996г.) .

Важным источником изучения формирования и осуществления государственной политики сохранения культурного наследия являются документы КПСС, в частности, постановления, посвященные непосредственно проблемам развития музейного дела («О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964г.) и «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» (1982г.) .

Также, важным источником является делопроизводственная документация представлена организационно-распорядительными, учетно-контрольными, отчетными материалами.

Организационно-распорядительная документация включает в себя приказы, распоряжения, протоколы заседаний, переписку; плановая документация — планы работы, программы, сметы; учетно-контрольная - документы по личному составу, финансово-бухгалтерские документы, материалы ревизий, проверок; отчетная - отчеты о работе, доклады, сообщения сотрудников музея.

Основную группу источников составляют архивные документы и материалы. Диссертантом проводилась работа по выявлению и изучению материалов в Национальном архиве Республики Калмыкия (НА РК) (фонд Р-71 – фонд Н.Н. Пальмова, фонд Р-3 – Центральный Исполнительный Комитет Калмыцкой АССР; фонд - Р-112 – Представительство Калмыцкой АССР при Президиуме ВЦИК; фонд - Р-353 – Калмыцкий Республиканский краеведческий музей имени профессора Н.Н. Пальмова и др.), научном архиве Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН и фондах Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова.

Важную группу источников составляют практические проекты Национального музея Республики Калмыкия, как осуществленные, так и оставшиеся нереализованными. В данном диссертационном исследовании эти материалы использовались в качестве источника, отразившего основные направления музейной деятельности.

Делопроизводственные документы позволяют воссоздать достоверную

картину деятельности Калмыцкого национального музея, его работу по комплектованию и использованию фондов, экспозиционную и воспитательно-просветительную деятельность. Необходимо отметить, что данные источники впервые вводятся автором в научный оборот.

В материалах делопроизводства музея выделяются четыре основных разновидности документации: организационно-распорядительная (приказы об открытии филиалов музея, создании Советов при музеях, распоряжения, протоколы заседаний Советов музеев, переписка по основным видам деятельности), плановая (планы работы), отчетная (годовые отчеты, доклады, справки о деятельности), документы по личному составу. Материалы научного архива Национального музея Республики Калмыкия до сих пор должным образом не описаны, неупорядочены. Принцип формирования у них являлся разным (например, по хронологии, или разные по тематике документы — письма и буклет, тексты выступлений на конференциях и вырезки из газет).

Кроме того, в архиве Национального музея Республики Калмыкия сохранились книги отзывов, которые, как правило, есть во всех музеях. Книги отзывов позволяют проанализировать динамику активности работы музеев с посетителями и некоторые элементы экспозиционной работы. Инвентарные книги Калмыцкого национального музея позволяют изучать его фондовую и проводимую научно-исследовательскую работу. Всего было просмотрено 17 инвентарных книг. Извлеченная информация позволила определить соотношение музейного собрания и экспонатов, представленных в экспозиции, подлинников и копийных документов, характер комплектования фондов и т.д.

В целом собранная источниковая база отличается разнообразием информации, что позволяет решать заявленные задачи данного исследования.

 

Научная новизна работы заключается:

- были исследованы предпосылки создания Калмыцкого краеведческого музея в конце XIX – начале XX вв.;

- на основе источников, значительная часть которых впервые введена в научный оборот, проведено специальное, комплексное исследование возникновения, становления и развития музейного дела Калмыкии;

- представлен комплексный анализ и научная систематизация материалов по сохранению культурного наследия в Республике Калмыкия на протяжении ХХ – начала ХХI вв.;

- выявлены особенности исторического опыта сохранения культурного наследия народов Российской Федерации на материалах становления и развития музейных учреждений в Республике Калмыкия, введены в научный оборот новые документы и материалы, что характеризуется достаточной степенью полноты, достоверности и научной новизны;

- исследованы становление и деятельность Национального музея Республики Калмыкия в 20-30-х гг. ХХ века, как основного учреждения по сохранению культурного наследия калмыцкого народа;

- была изучена деятельность Национального музея Республики Калмыкия во второй половине ХХ века;

- всесторонне освещены различные этапы деятельности Национального музея Республики Калмыкия на современном этапе развития.

 

Практическая значимость диссертации обусловлены ее актуальностью, новизной и заключается в обобщении исторического опыта сохранения культурного наследия в Российской Федерации на материалах Республики Калмыкия с целью его применения в современных условиях. Данные и выводы исследования могут быть также использованы в работах по истории отечественной культуры, музейного строительства и краеведения, при разработке общих и специальных курсов для студентов специальности «История» Калмыцкого государственного университета, при музейном проектировании, в школах - для преподавания курсов истории, краеведения, а также для дальнейшего изучения культуры Республики Калмыкия.

 

Основные положения работы отражены в научных публикациях и изложены на различных научных конференциях. Фактический материал и теоретические положения диссертационного исследования использовались в работе Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендована к защите на заседании кафедры истории России Калмыцкого государственного университета.

 

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

 

II. Основное содержание работы

 

Во введении обосновывается актуальность исследования, характеризуется методологическая основа, определяются цели и задачи диссертации, дается историографический обзор и характеристика привлекаемых источников.

В первой главе – «Предпосылки возникновения национального музея в Калмыкии – как центра сохранения ее культурного наследия» - излагаются вопросы создания музея в Калмыцкой степи  в начале XX вв., еще в дореволюционный период времени.

Калмыки, народ, имеющий древнюю, богатую культуру. Ойраты, предки калмыков известны, c XI-XII вв. О них упоминается в «Сокровенном сказании монголов» и в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина . В пределах территории России калмыки появились впервые в конце XVI века, а процесс добровольного принятия ими российского подданства начался в первой половине XVII века. Калмыцкий народ как часть ойратов западномонгольской народности в составе России не только сохранился как этнос, но и получил возможность развиваться, обрел свою национальную государственность, перспективу и реальные возможности дальнейшего развития.

В конце XIX – начале ХХ веков наиболее образованные представители калмыцкого народа задумывались о сохранении богатого исторического прошлого калмыков. Среди населения Калмыцкой степи была проведена большая разъяснительная работа по сбору предметов калмыцкого быта. Охотно откликнулись калмыцкие нойоны, зайсанги, духовенство и богатые калмыки, располагавшие интересными экспонатами . Так нойон Малодербетовского улуса Давид Тундутов представил богатые бытовые предметы: терлик, цегдек, шапку хаджилга, шерстяные чулки, жилет, брюки, бешмет, серебряный пояс с двадцатью семью набором, бортхо, верблюжье седло, хошлонг - тесьму для кибитки, дербельджин - ковер для гелюнга, ширдык, три цегце из клена, ветловый и монгольский, детскую одежду. Нойон Александровского улуса Церен Джап Тюмень представил калмыцкую кибитку, седло, два бурхана, молитвенный столик, восемь жертвенных чашек, кюрде, шахматы, укюг - комод, серьги и утварь. Багши Багацохуровского улуса Чимид Балданов представил домбо, шелковый бумажник, кисет табачный, чабрун польского серебра для воды, шапку гелюнга, шапку гебко, бишмет для манджи, лабшик ламы, шапку ламы, плеть, трубку, бишмет ламы, оркомджи ламы, два ширдыка, сундук, кибитку и т.д .

В ноябре 1902 году в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце была организована выставка калмыцких экспонатов прикладного искусства . На этой выставке предметы калмыцкой экспозиции получили 15 дипломов выставки «За красоту и своеобразие одежды». В настоящее время многие из экспонатов калмыцкого отдела Российской выставки 1902 - 1903 гг. калмыцких экспонатов в Петербурге составляют старейшие коллекции Государственного музея этнографии, выделившиеся из Русского музея .

Таким образом, в начале ХХ века имелись все предпосылки для организации историко-культурного и этнографического музея калмыцкого народа, однако из-за социально-политических событий начала ХХ века (российская революция 1905 – 1907 гг., Первая мировая война, российские революции февраля и октября 1917 г.), этот вопрос так и не был сколько-нибудь реализован, не говоря уже о попытках его элементарного расширения.

Кроме того, в первой главе рассматривается жизнь и деятельность Николая Николаевича Пальмова, человека стоявшего у истоков создания национального музея в Калмыкии. Он заложил во многом основы будущих традиций музейных работников Калмыкии: преданность своему делу, целеустремленность, высокий профессионализм и т.д. Можно только предполагать, как бы сложилась судьба развития музейного дела в Калмыкии, если бы у ее истоков не стоял такой фанатично преданный своему любимому делу человек, как профессор Н.Н. Пальмов. И справедливо, что на современном этапе Калмыцкий республиканский краеведческий музей носит имя этого человека.

С 1897 г. Н.Н. Пальмов в течение нескольких лет преподавал в духовной семинарии и одновременно занимался вопросами археологии и истории искусства древней Византин, Грузни и Киевской Руси . С 1902 г. Н. Н. Пальмов активно включился в деятельность Киевского церковно-археологического общества . Плодотворным было его сотрудничество со столь авторитетным всероссийским научным центром - Московским археологическим обществом .

С 1920 г. Н.Н. Пальмов в качестве профессора преподает в Астраханском университете. Активная педагогическая деятельность Н.Н. Пальмова в Астрахани с самого начала сочеталась также с различного рода научными изысканиями. В 1918-1920 гг. его научные искания были направлены на изучение древней истории Астраханского края и Калмыцкой степи.

С 1921 г. Н.Н. Пальмов становится заведующим архивно-музейной секцией при отделе народного образования Калмыцкой автономной области. Н.Н. Пальмов как заботливый руководитель хорошо знал каждого сотрудника, интересовался их нуждами и заботами: корректность и тактичность, непритязательность и добропорядочность неизменно сопутствовали его обращению с подчиненными, а страстная увлеченность работой и высокий профессионализм невольно заряжали сотрудников. Постепенно в архивно-музейной секции сформировался дружный коллектив работников, среди них царили благожелательная, но в то же время рабочая атмосфера.

Во второй главе «Создание и деятельность Калмыцкого краеведческого музея в 1920-1930-ые гг. – хранилища культурных ценностей Калмыкии» рассматривается история создания Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова в 20-х гг. ХХ века, создание музейных фондов и функционирование музея в 1930-х гг. Процесс культурного строительства в 1920 - 1930 годы проходил в чрезвычайно трудных условиях. В Калмыкии решались вопросы ликвидации неграмотности среди взрослых, подготовки и введения всеобщего начального обучения детей, укрепления кадрами отраслей государственного управления  и культуры. Принятие постановления ВЦИК и СНК РСФСР в 1928 г. «О музейном строительстве в РСФСР» содействовало дальнейшему развитию Калмыцкого национального музея.

В истории российского музейного дела особое место занимает I Всероссийская музейная конференция, состоявшаяся в феврале 1919 г. в Петрограде. Принятая на ней программа развития музеев в Советской России четко очертила их задачи и социальный статус в новых исторических условиях. В советский период в судьбах музеев произошли кардинальные перемены - музейное дело перешло под контроль государства: сформировалась сеть музейных учреждений, система руководства ими. Это имело как положительные, так и отрицательные стороны. Поддержка государственными и партийными органами деятельности музея была обоснована формированием советской идеологии, осуществлением через музеи пропагандистской работы среди населения.

Со второй половины 1920-х гг. шел процесс превращения музеев в инструмент идейного воздействия на массы. Утверждается единый тип областных музеев - краеведческий. Основной и преобладающей стала массовая пропагандистская работа. Кроме того, влияло отсутствие должного внимания к музейным нуждам со стороны властей, отсутствие должного интереса со стороны общества, отсутствие опыта и музейных традиций.

Формирование и становление Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова шло поэтапно. Первый этап с 1920 г. до 1943 г., второй с 1957 г. по современный период.

На первом этапе выделяются следующие два периода: 1) 1921-1930 гг. -деятельность музея в период его нахождения в Астрахани; 2) 1931-1943 гг. — деятельность музея в довоенное и военное время. Первый период характеризуется развитием краеведческого движения - формированием государственной политики в развитии музеев, поисками путей создания экспозиций, отвечающих требованиям существовавшей в тот период идеологии и уровнем развития исторической науки. В деятельности музея это выразилось в организации выставки этнографических коллекций. 8 марта 1921 года состоялось первое заседание музейной секции под председательством заведующего Калмыцким отделом народного образования В.В. Пороха. Были обсуждены вопросы руководства отделами музея и составления музейной коллекции .

 Было принято решение привлечь внимание всего калмыцкого населения автономной области к музею, к формированию музейных фондов, путем широкой пропаганды через газеты, листовки и агитаторов. В одном из номеров газеты «Красный калмык» разъяснялась важность создания калмыцкого историко-этнографического музея и было напечатано обращение ко всем с просьбой передать в музей для формирования его фондов предметы религиозного и домашнего обихода, и предлагалось, что имена дарителей будут сохранены при музее в специальном списке. Были также запланированы командировки в степь по отдаленным хотонам и аймакам с целью собирания предметов и исторических материалов.

В 1930 г. Калмыцкий национальный музей был переведен в г. Элисту, где сразу завоевал популярность среди горожан, не только как объект культуры, но и как просветительно-научное учреждение. «Первое научное учреждение в калмыцкой степи» - так оценил в 1931 году значение Калмыцкого национального музея профессор Саратовского университета П.C. Рыков .

В этот период Калмыцкий национальный музей оформился в самостоятельное учреждение. В эти годы музей обращался к проблемам того времени, связанным с построением советского общества, расширением массовой научно-пропагандистской и политико-воспитательной работы. Для самого музея нерешенными оставались вопросы, связанные с получением приспособленного помещения, хранением, учетом музейных коллекций, а также подготовкой и привлечением профессиональных кадров.

В третьей главе «Деятельность Калмыцкого краеведческого музея во 2-ой половине ХХ и начале XXI вв. по сохранению культурного наследия Республики Калмыкия» исследуется восстановление деятельности калмыцкого музея в 1960-х гг., его работа в 1970-80-х гг. и деятельность на современном этапе развития. В этот период выделяются следующие два периода: 1) 1957-1991гг. - деятельность музея в советское время; 2) 1991-2009 гг. - деятельность музея в постсоветское время и в период формирования нового государственного статуса региона.

Первый период второго этапа музейного строительства в советские годы связан с изменением условий деятельности музея в результате решений ХХ-ХХШ съездов партии и пленумов ЦК КПСС по идеологическим вопросам. В этот период музей окончательно превратился в культурно-образовательное и политико-пропагандистское учреждение.

Наряду с огромным количеством различных задач – хозяйственных, экономических, бытовых и т.д. решались и культурно-просветительные задачи. 30 марта 1957 года Исполнительный Комитет Областного Совета депутатов трудящихся Калмыцкой автономной области принимает решение о создании Областного краеведческого музея .

2 декабря 1959 года был образован Калмыцкий республиканской краеведческий музей, который должен был вести культурно-просветительную работу среди населения . Главному управлению культурно-просветительных учреждений было предложено оказать практическую помощь в организации экспозиций Калмыцкого краеведческого музея .

В формировании собрания музея основное внимание стало уделяться сбору материалов, историко-культурного характера, преимущественно по истории советского общества. Все исследователи связывали оживление музейного дела страны с XX съездом КПСС, с изменением политической обстановки в стране во второй половине 1950-х гг. В музеях стали расширяться его научные и образовательные функции, но в то же время продолжали сохраняться идеологические. В стране начинается «музейный бум» - резкий рост интереса общества к своему прошлому, а также происходит развитие туризма. По мнению одних авторов, «бум» приходился на 1970-80-е гг. , других - 1960-е .

В начале 1960-х гг. в Калмыцком национальном музее первоначально был открыт только один отдел – истории советского периода, но с получением нового помещения работают четыре отдела музея – отдел истории дооктябрьского периода, отдел природы, художественный отдел и отдел истории дооктябрьского периода .

В эти годы велась подготовка к празднованию 350-го юбилея добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России. В связи с юбилеем и в целях дальнейшего развития культуры, правительства Калмыкии и России разработали механизм передачи в дар Калмыцкой АССР музейных экспонатов и произведений художественной живописи и графики из фондов Саратовского, Астраханского, Ставропольского и Татарского краеведческих музеев.

60-е годы ХХ века характерны особо интенсивными поступлениями от населения. Люди приносили не только старинную одежду, посуду, предметы быта, украшения, но и семейные реликвии - скульптурки бурханов и буддийские танки (иконы), которые сумели сохранить в тяжелые годы. Этнографические экспедиции, проводившиеся в первой половине 60-х годов ХХ века существенно пополнили фонды музея. По характеру собранный предметов можно определить, что в каждом районе шел специализированный сбор материала. Так, экспедиция 1963 г. в с. Садовом собрала богатый материал предметов русского быта. Такие предметы, как жернова, цепи, деревянные корытца, маслобойка, крынки, коромысло, салфетки, рушники и постельное белье с традиционной русской вышивкой легли в основу коллекции предметов русского быта.

В 1970-1980-е годы экспозиции отдела природы и отдела досоветской истории стали более насыщенны и информативны. В ряде проектов были найдены интересные варианты научно-художественного решения экспозиций. В частности, можно выделить экспозиции по древней истории и культуре Калмыкии. Большую роль в развитии музейного дела сыграли решения ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964г.) и «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» (1982г.) .

В эти же годы были внедрены единые принципы организации, штатные структуры, цели и содержание работы. Складыванию единства способствовал ряд утвержденных Министерством культуры СССР типовых положений: «Положение о краеведческом музее союзной, автономной республики, края, области, национального округа, района» (1965), «Типовое положение о литературных музеях» (1965), «Положение о мемориальном музее» (1967), «Типовое положение об историческом музее» (1968) и др.

В 1970 году был открыт с большим успехом филиал республиканского краеведческого музея в с. Чилгир . Филиалу придавали не только эстетическое, но и очень большое воспитательное значение. Он был открыт к 50-летию первого Общекалмыкого съезда Советов.

Кроме историко-культурной экспозиции, в  филиале музея в п.Чилгира экспонировались достижения хозяйств Яшкульского района. Только в 1970 году посетили Чилгирский филиал более 4 тысяч посетителей .

Постоянно увеличивалось количество людей посетивших Калмыцкий краеведческий музей. Так в 1969 г. было проведено 170 экскурсий, которые посетили 5728 человек . А к 1970 году с момента восстановления деятельности Калмыцкого краеведческого музея посетителей всего было 25748 человек .

Управление музеев Министерства культуры Калмыцкой АССР рекомендовало с начала 1970-х гг. сделать посещение краеведческого музея платным .

Кризис рубежа 1980-х - 1990-х гг. ощутимо повлиял на финансово-правовое и материальное положение музея: сократилось финансирование со стороны государства, резко упала посещаемость, а также снизился интерес населения к экспозициям. Тогда же наметились изменения в музейной сфере, усиливавшиеся по мере развития рыночных отношений и местного самоуправления. Постепенно создались условия для перехода к сбалансированному развитию всех форм музейной деятельности.

Постсоветское время характеризуется формированием новых идентичностей, которые приходят на место прежних, советских. Если раньше экспозиция и экскурсионная деятельность были в значительной мере предопределены общеобязательными интерпретациями, спущенными «сверху», то в 1990-е годы создание музейных концепций определялось запросами аудитории. Сотрудники музеев стали анализировать, кто и зачем ходит в музей, проводили анкетирование посетителей .

В последнее время все больше внимания уделяется музейной педагогике, основной упор в работе делается на детях школьною и дошкольного возраста. Они составляют 88% от общего числа побывавших в музее за прошедший год, из них только школьники составили 80 %.

Сотрудники музея работают в тесном сотрудничестве с Министерством образования и науки РК, согласовывая учебные планы и программы по краеведению с музейной экспозицией и образовательными и воспитательными задачами. Предметы и курсы в школах республики: «Традиционное воспитание калмыков», «Устное народное творчество», «Основы буддизма», «Экология Калмыкии» и др. проводятся с участием сотрудников музеев, которые постоянно консультируют учителей школ, воспитателей детских садов, выступают с лекциями по той или иной тематике. Зачастую уроки по этим предметам проводятся непосредственно на базе музея научными сотрудниками.

Национальный музей Республики Калмыкии им. проф. Н.Н. Пальмова все более выступает как хранитель исторической памяти народа, помогает людям осознать значение этнической индивикультурности, воспитывает у посетителей чувство гордости, уважения к народу сумевшему сохранить язык, религию, уникальную письменность, высоконравственную систему семейного воспитания и т.д., присущие кочевым культурам.

В заключении подводятся итоги исследования. Изучение истории музейного дела в Республике Калмыкии на всех его этапах показывает, что развитие музейной деятельности здесь происходило в рамках и направлениях, свойственных в целом в России.

Для Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова, являющегося хранителем уникальных археологических и этнографических коллекций, открываются блестящие перспективы, связанные с презентацией накопленных коллекций и эксклюзивностью собранной информации. Создание принципиально новых форм взаимодействия с российским обществом есть насущная задача, стоящая перед Калмыцким национальным музеем на современном этапе развития.

 

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих работах автора:

 

Работы, опубликованные в перечне периодических научных изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования РФ:

Статьи:

1.Матвенов Е.Р. Предпосылки создания Калмыцкого краеведческого музея в конце XIX - начале XX вв.//Известия Алтайского государственного университета. 4/4. 2009. (0,5 п.л.)

 

Работы, опубликованные в других научных изданиях:

Статьи:

2.Матвенов Е.Р. Становление и развитие Калмыцкого краеведческого музея в 1917 – 1943 гг. //Фелицынские чтения (XI). Серия истории, археологии и музееведения: Материалы региональной научной конференции (г. Краснодар, 28 октября 2009 г.). Краснодар. 2009. (0,5 п.л.)

3.Матвенов Е.Р. Организация и начало функционирования Калмыцкого краеведческого музея в 1921 – 1929 гг. //Вестник института (ИКИАТ). № 2. 2009. (1,5 п.л.)

4.Матвенов Е.Р. Восстановление деятельности калмыцкого краеведческого музея в середине ХХ века. (1958-60-е гг. ХХ в.) //Вестник регионального института инновационных исследований. № 2. 2009. (1,7 п.л.)

5.Матвенов Е.Р. Исторический опыт сохранения культурного наследия калмыцкого народа в 1930 – 1940-х гг. (на материалах Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова)//Проблемы отечественной истории. Вестник Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. Волгоград. 2010 (0,4 п.л.)

6.Матвенов Е.Р. Охрана культурных фондов в Калмыкии на современном этапе// Проблемы отечественной истории. Вестник Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. Волгоград. 2010 (0,4 п.л.)


просмотров: 1145
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Sarah's Day Sweat it to Shred it Fitness Guide

$9.99
End Date: Tuesday Aug-7-2018 17:18:51 PDT
Buy It Now for only: $9.99
|
Heavy Cast Iron Octopus Towel Hanger Coat Hooks Hat Hook, Key Rack Nautical

$65.00
End Date: Wednesday Jul-25-2018 17:06:00 PDT
Buy It Now for only: $65.00
|
Vintage Handmade Primitive Cupboard / Wheat Farina Cereal / Akron Milling,Ohio

$139.99
End Date: Friday Jul-27-2018 19:23:15 PDT
Buy It Now for only: $139.99
|
Vtg HERMAN MILLER EAMES Aluminum Group Segmented Double Base Table Legs BLACK

$59.99
End Date: Tuesday Aug-14-2018 17:57:32 PDT
Buy It Now for only: $59.99
|
Antique Primitive 1914 Standard Garden Tool Co Midget Garden Seed Planter Wheel

$69.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Jul-22-2018 20:32:19 PDT
|
Antique Primitive Antique black Punched Tin Candle Lantern AAFA

$7.50
End Date: Thursday Jul-26-2018 9:00:12 PDT
Buy It Now for only: $7.50
|
8" Metal Barn Stars, Set of 3 - Black, Burgundy, Rusty ~ Primitive, Country

$95.00
End Date: Sunday Jul-22-2018 16:00:14 PDT
Buy It Now for only: $95.00
|
Primitive Antique Wood Mortar and Pestle, treen mortar, lathe turned wood

$19.99
End Date: Tuesday Aug-7-2018 20:16:56 PDT
Buy It Now for only: $19.99
|
Search Results from «Озон» Музеи, коллекции, собрания
 
М. Л. Хомутова, Е. С. Ермакова Туркестанский авангард. Каталог выставки
Туркестанский авангард. Каталог выставки
Вашему вниманию предлагается каталог выставки "Туркестанский авангард"....

Цена:
839 руб

 Брюссель. Королевские музеи (подарочное издание)
Брюссель. Королевские музеи (подарочное издание)
  • Впервые в России выходит альбом, посвященный трем брюссельским музеям, образующим королевский комплекс.
  • Альбом создавался при непосредственном участии хранителей музея.
  • Отпечатанное за рубежом, издание отличается высоким качеством полиграфии, что делает его замечательным подарком, а также прекрасным украшением личной библиотеки.
    Альбом впервые знакомит читателей с тремя брюссельскими музеями, входящими в единый королевский комплекс. В Музее старинного искусства собраны произведения фламандских мастеров ХIV-XV вв., творения Босха, Питера Брейгеля Старшего, Рубенса, Ван Дейка. Музей нового искусства знакомит с бельгийской школой живописи, полотнами Матисса, Шагала, Гогена, работами Танги, Дали, Бэкона, представителей абстракционизма. В Музее Магритта хранятся произведения этого самого знаменитого сюрреалиста....

  • Цена:
    7890 руб

     200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века. Каталог выставки
    200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века. Каталог выставки
    Выставка, организованная Политехническим музеем, Московским музеем современного искусства и Государственным литературным музеем, проходила с 16 декабря 2015 г. по 13 марта 2016 г. в Москве и была посвящена пишущей машинке как объекту и главному техническому инструменту создания литературного текста в ХХ веке. Уникальное издание "200 ударов..." - не обычный каталог, всего лишь документирующий список экспонатов прошедшей выставки, а настоящая книга - своеобразное продолжение выставочного проекта, развивающее тему пишущей машинки и помогающее осмыслить ее роль в литературе, искусстве и инженерном деле ХХ века....

    Цена:
    1189 руб

    Итальянское искусство эпохи Возрождения. Очерк-путеводитель
    Итальянское искусство эпохи Возрождения. Очерк-путеводитель
    Очерк-путеводитель посвящен собранию итальянского искусства XIII-XVI вв. (живопись, скульптура, предметы прикладного искусства), хранящиеся в Эрмитаже. Автор, располагая материал в хронологическом порядке, характеризует различные художественные школы, заостряя внимание на творчестве крупнейших мастеров Возрождения, чьи произведения являются гордостью Эрмитажа. Среди них читатель и посетитель музея знакомятся с работами Джорджоне, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана и других. Очерку предпослано вступление, в котором излагается история эрмитажного собрания искусства итальянского Возрождения....

    Цена:
    262 руб

    Сокровища Киево-Печерского заповедника / Treasures of the Kiev-Pechersk preserve
    Сокровища Киево-Печерского заповедника / Treasures of the Kiev-Pechersk preserve
    Фотопутеводитель знакомит с ценной коллекцией, находящейся в Киево-Печерском государственном историко-культурном заповеднике, - предметами декоративно-прикладного искусства XVI-XIX вв. работы украинских, русских и западно-европейских мастеров. Значительная часть коллекции - это экспонаты из драгоценных металлов, драгоценных тканей и вышивок. Большое место здесь занимает собрание старопечатных изданий и книжных гравюр. В фондах имеется интересная коллекция станковой живописи, портретов, икон....

    Цена:
    101 руб

    Velniai
    Velniai
    В альбоме представлены наиболее ценные и интересные экспонаты коллекции чертей, которую литовский художник, профессор Антанас Жмуйдзинавичус (1876-1966) начал собирать в 1906 году.
    Черти со всех уголков Литвы и из разных стран - Англии, Японии, Чехии - собрались под одной крышей, в Каунасе, в доме художника, в котором в 1966 году открылся филиал Государственного художественного музея им.Чюрлениса.
    Издание богато иллюстрировано....

    Цена:
    111 руб

    Марк Шагал
    Марк Шагал
    Столь обширно творчество Марка Шагала представляется в Санкт-Петербурге впервые. В состав нынешней выставки вошли произведения из музеев Франции и России, коллекции семьи художника и частных владельцев.
    Экспозиция в Санкт-Петербурге следует за выставкой, показанной в Москве (Третьяковская галерея) и почти полностью аналогична ей по составу. Каталог, подготовленный к выставке в Русском музее, не повторяет публикацию Третьяковской галереи (Марк Шагал. Здравствуй, Родина. Москва: «Сканрус», 2005). Хотя в его альбомную часть включены практически те же произведения, расположенные, как правило, в хронологическом порядке. В статьях и хронике жизни Марка Шагала, написанных ведущими специалистами Русского музея, дается анализ его творческого пути и приводятся материалы о связях Шагала с Россией после его отъезда. Иллюстративный ряд в статьях содержит как немногие произведения, вошедшие в состав выставки, так и известные по другим монографиям. Фотографии, использованные в этом издании, как и письма, были представлены племянницей Шагала, жившей в Петербурге, и владельцем нескольких произведений художника. Эти материалы неизвестны широкой публике и, как мы надеемся, будут ей интересны....

    Цена:
    1479 руб

    Музей-памятник "Спас на крови"
    Музей-памятник "Спас на крови"
    В центре Санкт-Петербурга, почти на берегу Невы, привлекает к себе внимание здание храма "Спас на крови".
    Его золоченые и цветные купола, господствуя над другими постройками, вместе с куполом Исаакиевского собора, шпилем Петропавловской крепости и Адмиралтейской иглой создают архитектурный акцент в панораме центра города.
    Храм Воскресения Христова - памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века, построен на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен Александр II. Это и дало собору второе, более употребляемое название - "Спас на крови".
    Книга знакомит с историей строительства собора, описывает убранство и мозаики в деталях....

    Цена:
    296 руб

    Государственная Третьяковская галерея. Рисунок. Акварель
    Государственная Третьяковская галерея. Рисунок. Акварель
    Рисунок - интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительных искусств. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел. Параллельно рисунок развился и вырос в совершенно самостоятельный вид искусства.
    Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Обычно они подразделяются на "сухие" и "мокрые". К "сухим" относятся карандаши, уголь, сангина, мел, пастель; "мокрые" объединяют рисунок кистью в технике сепии, туши, акварели, гуаши. Акварельная техника стоит уже на границе между графикой и живописью.
    Графическое собрание Государственной Третьяковской галереи, представленное в данном альбоме, является одним из крупнейших в нашей стране. Перед вами предстанут рисунки и акварели М. Нестерова, В. Серова, М. Врубеля, В. Сурикова....

    Цена:
    899 руб

    Государственный Эрмитаж. Памятники русской художественной культуры XV - начала XX века
    Государственный Эрмитаж. Памятники русской художественной культуры XV - начала XX века
    Издание настоящего альбома ставит своей целью познакомить самые широкие круги читателей с лучшими образцами богатейшего собрания памятников русской культуры и искусства XV - начала XX века, хранящегося в Государственном Эрмитаже. Альбом дает возможность расширить представления о коллекциях Эрмитажа, этой подлинной сокровищнице мирового, в том числе и русского искусства....

    Цена:
    203 руб

    Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
    2013 Copyright © MuseumPass.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования