Музейное дело
Музейное дело, вид деятельности

Музейное дело – вид деятельности, включающий комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование музеями культурного наследия страны и рефлексию этих процессов. Музейное дело объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями), музееведение, музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу).

 

Музейный мир развивался во времени и пространстве, ведь само возникновение музея могло произойти лишь на определенном этапе освоения человечеством пространства и времени. Это освоение включало в себя проявление линейной перспективы в живописи, новые географические открытия, достижения естествознания и астрономии и многое другое. В России это произошло позднее, чем в Европе. Только концом XVII века исследователи датируют начало истории коллекционирования в России. Но лишь к XVIII веку сложилось мировосприятие, при котором стало возможно появление музеев. Музей оказался уникальным социальным организмом, который как бы аккумулировал пространство и время и зримо представлял множественность ритмов истории.

 

Под музейным миром понимается часть культурного пространства, в котором функционируют объекты истории, культуры, природы, признанные обществом ценными и подлежащими сохранению и передаче будущим поколениям в качестве овеществленного культурно-исторического опыта. Музейный мир охватывает не только подлежащие сохранению и включению в современную культуру объекты, но и всю совокупность учреждений, людей, идей, выполняющих эти задачи. В процессе включения объектов в современную культуру, их актуализации, в рамках музейного мира формируется особая историко-культурная среда, активно влияющая на культуру настоящего и будущего.

 

Современный музейный мир России – это прежде всего 1871 музей системы Министерства культуры Российской Федерации, среди которых 86 музеев федерального подчинения, 1715 местного и 70 крупнейших ведомственных музеев. В них сосредоточено 50 млн. единиц хранения.2

 

Исторические факты свидетельствует о том, что основы музейной деятельности начали формироваться уже в Древней Руси: происходило собирание, хранение и демонстрация узкой публике музейных предметов, в которых наряду с экономическими и эстетическими аспектами видели объекты изучения. Первые домузейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.3

 

Перемены, произошедшие в собирательстве и музейном деле связаны с именем и реформаторской деятельностью Петра I, который отличался жаждой знаний, чувством современности, стремление поднять Россию до просвещенного уровня, поднять на новую ступень экономического и культурного прогресса. В начале XVIII века царь Петр сам основал три музея, определив на длительную перспективу пути культурного развития страны. Первый петровский музей – «кабинет диковинок», знаменитая Кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности была открыта для посетителей в 1719 году.4

 

Также можно напомнить, что в начале XVIII века в России были собраны богатейшие частные коллекции, главными зрителями и исследователями которых были владельцы этих коллекций. Немногочисленные посетители, которые допускались к осмотру собраний, как правило, не имели достаточных знаний о выставленных предметах, не были готовы к их восприятию. Однако, в последствие, именно эта большая работа, проведенная коллекционерами в XVIII вв., легла в основу и содействовала дальнейшему развитию российского музея как социального института в следующем, XIX в. А тогда в XVIII веке в России происходило первичное формирование музея как социального института, а в целом музейная политика и музейное дело имели в своей основе просветительские и научные цели.

 

Далее, ни в XVIII, ни в первой половине XIX века про музеи нельзя было сказать, что они занимают важное место в культурной жизни страны. Они начали служить ученым, но для широкой публики музеи оставались собранием диковин, не понятных для неподготовленной публики. Отбор и презентация музейных предметов находились на низком уровне. Мотивация посещения музеев представителями низших сословий коренным образом отличалась от того, что приводило туда монархов, знать, ученых и др. В своем большинстве простые люди интересовались «хлебом насущным», у них не было ни времени, ни сил посещать музеи для получения знаний либо эстетического удовлетворения. Стремление к искусству и наукам приглушалось более прагматическими заботами, за исключением талантливых и высоко образованных личностей. К тому же то, что люди могли увидеть в большинстве крупных музеев, мало касалось их жизни, эффект от осмотра чудесных и редких предметов был не более, чем кратковременная вспышка восхищения.5

 

Вместе с тем в первой половине XIX века в музейной работе произошли определенные перемены. Увеличилось количество публичных музеев, расширилась география их размещения, начался процесс дробления некоторых комплексных крупных музеев на меньшие специализированные учреждения, уделялось больше внимания их воспитательной функции. Все чаще устраивались промышленные и сельскохозяйственные выставки, на базе которых создавались музеи. Тенденции, наметившиеся в музейном деле в первой половине XIX века, получили развитие в последующий период.

 

Во второй половине XIX — начале XX века в развитии музеев произошли важные перемены. Начали решаться вопросы систематизации, каталогизации, реставрации, активизировалась исследовательская и выставочная деятельность музеев. Происходил раздел между публичными представлениями экспонатов и исследовательским собирательством. Ведущей тенденцией в этот период становится демократизация большинства музеев, выразившаяся в расширении участия общественности в их создании и деятельности. Возникли новые профили музеев и выставок (например, почтовые, промышленно-технические, сельскохозяйственные), которые посещали уже широкие массы населения.

 

Тенденция к представлению музейных предметов как диалога с посетителями музея или выставки на рубеже XIX и XX вв. становится преобладающей. Образуются различные музейные «школы», в разных манерах представляющие музейные экспонаты публике.

 

В конце XIX в. возникает термин «музеология» как определение специфической отрасли знаний, связанных со всеми аспектами жизнедеятельности музея. Появляются специальные музеологическая литература и периодика. В музеях появились штатные должности хранителей («консерваторов») музейных собраний, реставраторов.6

 

В самом конце XIX — начале XX века связи с популярностью музеев и ростом их посещения возникла необходимость искать средства экспонирования, доступные широкому кругу посетителей. Решающее значение для развития музейной деятельности во второй половине XIX — начале ХХ в. имело общественно-просветительное движение, использующее наглядный и предметный музейный материал для просвещения народа, расширение научных знаний.

 

Таким образом, в конце XIX – начале XX века в России уже сложилось развитое музейное дело.

 

После Октябрьской революции Советское государство превратило музей во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями СНК РСФСР 1917-18 были национализированы крупнейшие частные музеи, установлен порядок охраны музеев и памятников, регистрации и принятия их на государственный учёт, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сентября 1918). То есть в судьбе русских музеев начался новый период развития.

 

Данная дипломная работа посвящена развитию музейного дела в РСФСР в период с 1917 до 1991 г. История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки, является неотъемлемой частью истории отечественной культуры, а ведь именно в выбранный для исследования период были разрушены старые российские и заложены новые советские культурные традиции, именно в ту пору музей начинает играть важную роль в идеологическо-просветительской работе и в научной жизни страны, обретает новые цели и задачи, обусловленные сменой и становлением общественного строя.

 

Сегодня уже очевидно, что политические, экономические, культурные процессы протекают, как правило, в разных ритмах. Факты свидетельствуют, что, например, 1917 год явился важным рубежом в политической и экономической истории страны, но для истории музейного дела таким рубежом стал конец 1920-х годов. А следующий этап, наступает лишь в конце 1980-х годов.

 

Выбранная для дипломной работы тема особенно актуальна сейчас, в период становления рыночной в России, когда музейное дело находится в сложном положении, когда музейные работники, лишенные государственной поддержки, вынуждены судорожно искать новые формы существования, когда для многих музеев стоит вопрос элементарного выживания, сохранения своих ценностей для будущих поколений. Тогда как музейные фонды могли бы стать основой для возрождения российской культуры именно сейчас, когда необходимо воссоздавать вокруг себя разрушенную нравственную среду, завоевывать у абсурда территорию и подчинять ее здравому смыслу, отбивать, хоть поодиночке, у нечистой силы души наших соотечественников, прежде всего самых маленьких, возрождать традиционные промыслы и ремесла, восстанавливать музыкальный и художественный вкус, поддерживать одаренных людей, влиять на общественное отношение всеми доступными методами, чтобы вновь поставить на твердую историческую национальную почву перевернутую пирамиду ценностей...

 

Поэтому цель дипломной работы исследовать первые и последующие шаги советской власти в развитии музейного дела страны, проследить исторический путь становления музеев РСФСР за довольно большой период между Великой Октябрьской революцией и до распада СССР:

 

- рассмотреть как происходило становление музеев в первые годы советской власти, приводя конкретные исторические примеры деятельности тех или иных музеев и личностей, с ними связанных;

 

- исследовать развитие музейного дела в последующий период, то есть начиная с 20-х годов и до Великой Отечественной Войны в РСФСР;

 

- изучить цели и задачи, поставленные перед советским музеем политической властью страны;

 

- исследовать дальнейшие этапы музейного строительства, важнейшие события в музейной истории, государственную политику в этой области, состоявшиеся и неосуществленные проекты музейных деятелей.

 

Дипломная работа будет состоять из следующих частей:

 

Введение включает в себя в общем виде сформулированную цель и задачи дипломной работы, а также анализ исследований по теме.

 

Первая часть дипломной работы посвящена истории музейного дела первых лет образования РСФСР, в ней будут определены новые тенденции развития советского музея, как то - политизация и превращение музеев в идеологическое орудие большевиков. Здесь же рассказано об истории становления музейного дела в РСФСР с начала 20-х годов и до 1945 года, когда происходило формирование административно-командных основ партийно-государственного руководства музейным делом, дельнейшая идеологизация музейной науки. Здесь будут приведены типичные примеры политической «чистки» и культурного разорения, происходившего в Эрмитаже в обозначенный период времени. Музей Эрмитаж является самым крупным и знаменитым музеем нашей страны, который посещают ежегодно несколько миллионов человек со всего мира, находящийся в центре внимания, и события, происходящие в нем можно считать ярким примером новых форм взаимодействия музея и общества, музея и власти. Поэтому для достижения поставленных целей курсовой работы наиболее целесообразно приводить эпизоды именно из его истории.

 

Вторая часть рассказывает об основных этапах, событиях и участниках музейного дела в послевоенный период до 1991 г. В ней очень подробно прослеживается путь послевоенных музеев, от периода восстановления после существования в страшные военные годы, когда стране, в целом, было «не до жиру», но музеи сохранялись и действовали, через время так называемой «оттепели», время всплеска заинтересованности историей и культурой до момента распада СССР.

 

В заключении подводятся итоги всей дипломной работы.

 

Необходимо особо выделить значимость источников, использованных для раскрытия темы.

 

Основным источником в процессе работы над дипломной работой была «Российская музейная энциклопедия», выпущенная в 2001 году в России.

 

Это первое не только в России, но и в мире издание, дающее полную картину формирования и современного состояния музейного дела целой страны. Российская музейная энциклопедия РМЭ представляет собой 2-томник общим объемом 140 печатных листов. В работе над ним участвовали более 1000 авторов из научных центров и музеев России и стран ближнего зарубежья.

 

Разработка концепции и подготовка рукописи осуществлены сектором музейной энциклопедии Российского института культурологии МК РФ. Сектор - научно-исследовательское подразделение, созданное в 1986 г. для разработки концепции и подготовки к изданию первой отечественной музейной энциклопедии. Сектор занимается разработкой фундаментальных проблем теории и истории музейного дела, а также исследовательских и прикладных проектов в данной области. Книга издана Российским институтом культурологии, издательствами «Прогресс» и «Рипол Классик» при участии компьютерной фирмы «КОДИС» и финансовой поддержке Минкультуры России и Института «Открытое общество». Ряд музеев России предоставил для нее иллюстративный материал.

 

1495 статей энциклопедии посвящены вопросам теории музейного дела, истории формирования музейных собраний, биографиям музейных деятелей, коллекционеров, реставраторов.

 

1700 цветных и черно-белых репродукций и фотографий превращают издание в каталог шедевров, хранящихся в российских музеях.

 

Музейный мир каждого из 89 регионов России представлен в энциклопедии картами и кратким очерком истории изучения и музеефикации культурного наследия, формирования музейной сети. Наиболее значимым музеям региона посвящены отдельные статьи.

 

Эту книгу ждали давно. Не только научные работники и студенты, библиотекари и учителя, журналисты и искусствоведы. Ее явно не хватало всем, кому дорога культура России.

 

Работа над энциклопедией продолжалась более десяти лет А идея создать музейную энциклопедию родилась еще в начале 80-х. Лет через пять сотрудники НИИ культуры (ныне - Российский институт культурологии) занялись анализом научных и информационных условий для создания крупного справочного издания в области музееведения. После широкого обсуждения концепции будущей энциклопедии начался сбор методических материалов для статей, на что потребовалось несколько лет. Два года ушли на подбор иллюстраций, уточнение важнейших понятий, терминов. Но... пришли другие времена, и работа над книгой усложнилась: многие теоретические положения устарели, обозначились и новые тенденции в развитии мирового музейного дела. Зато исчезли многие идеологические табу.

 

И, похоже, что авторам, удалось сохранить "необходимое равновесие между соблазном "все переписать по-новому" и стремлением бережно и уважительно сохранить все ценное".

 

Даже в кратких терминологических статьях виден системный подход к анализу и интерпретации фактов. А вообще здесь пять крупных блоков информации: исторический, теоретический, музеографический, биографический, прикладное музееведение. Это дает возможность воспроизвести картину музейного мира России во всей ее полноте.

 

Другим важным источником при разработке темы дипломной работы послужила книга "Музейное дело в России". Книга вышла в свет в 2003 году, написана авторскими коллективами специалистов Кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и Сектора музейной энциклопедии Российского института культурологии. Книга адресована в первую очередь музейным работникам и представляет цельную картину истории и современного состояния музейного мира России и основных направлений музейной деятельности.

 

Работа представляет собой фундаментальное, оригинальное, в своем роде уникальное междисциплинарное исследование, имеющее, несомненно, более чем значительную, теоретическую и практическую ценность.

 

В книге ясно и последовательно прослеживается принцип историзма. И дело не только в том, что раздел 1 посвящен истории музейного дела в России. Само изложение материала и его анализ на протяжении всей монографии выстраивается в стройную и ясную картину, где настоящее, сопр... далее »»икасаясь с прошлым, позволяет наметить контуры будущего. Раздел 1 дает прекрасное представление о развитии музейного дела в России. К числу несомненных достоинств этого раздела относится объективность и отсутствие даже намека на политизацию, уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны на всех этапах ее истории. В этом отношении особо следует выделить главу "Музейный мир на рубеже тысячелетий". Хотя автор оговаривается, что повествование носит эмоциональный характер, но кажется, что ему удалось нарисовать объективную картину музейного дела, тенденций его развития, объективных и субъективных трудностей на его пути и, главное, перспектив.

 

Говоря о разделе "Музейное дело сегодня и завтра", хотелось бы отметить три его особенности, которые определяют его ценность как теоретическую, так и практическую.

 

Во-первых, в нем внятно и в соответствии с современным научным подходом дается представление о сущности формирующейся на наших глазах дисциплины, каковой является музееведение. Представляется, что формулировка вполне адекватна и, главное, делает упор на человеческий фактор при определении сущности этой дисциплины.

 

Во-вторых, авторы взвешенно и без личных пристрастий раскрывают содержание предмета музееведения и различные к нему подходы.

 

В-третьих, в разделе охватываются почти все формирующие и определяющие деятельность современного музея компоненты - от научно-исследовательской работы и комплектования музейных фондов до музейной социологии и современных информационных технологий.

 

Авторы вполне справились с задачей, о которой они сказали в Заключении - осмыслить генерацию культуры будущего как "миссию музея в современном обществе". В книге подкупает то, что она создана на базе обширной литературы и на основе личной деятельности и опыта ее авторов, т.е. это не взгляд со стороны, а результат труда заинтересованных в развитии своей науки специалистов. Именно это делает труд интересным монографическим исследованием, которое полезно не только для профессионалов в области музейного дела, но и добротным учебным пособием. Анализ источников позволяет сделать вывод о довольно хорошей изученности темы отечественными исследователями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Уровень и постановка музейного дела в стране свидетельствует об общем культурном уровне народа, о том, как относятся граждане страны к своему прошлому, какими достижениями своей культуры дорожат и гордятся. Специалистов-музееведов готовят на исторических факультетах, в научных центрах и на специальных кафедрах. Во многих странах при министерствах и департаментах культуры действуют комитеты и отделы, ведающие сохранностью памятников культуры и развитием музейного дела.

 

Постоянно растущая в мире сеть музеев сейчас насчитывает свыше 13 тыс. учреждений. Больше всего музеев в США – около 2000, в Италии – примерно 1500, во Франции, Германии и России – свыше 1000, в Великобритании – около1000. Развивающиеся страны Азии и Африки активно создают национальную музейную сеть, призванную содействовать развитию национального самосознания и охране культурно-исторических ценностей. Музеи мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ), в который входят национальные комитеты музеев, в том числе российский комитет.

 

Как было показано в дипломной работе, развитие музейного дела в РСФСР, а также в странах с тоталитарными режимами и либерально-демократических странах имело свои специфические особенности и свой собственный путь.

 

Исторически правомерно утверждать, что важнейшей спецификой советского периода истории России было господство политического и идеологического факторов в государственном строительстве, экономике и духовной жизни. Доктрина большевизма, используя историческую традицию, предопределила реализацию такого господства в тоталитарной форме. Признание указанной зависимости как общезначимого явления подкреплялось убеждением, что российский исторический процесс обладает особыми свойствами. В основе представлений историков о специфике этого процесса лежало положение о том, что в отличие от западноевропейского развития, которое шло "снизу вверх", в России наоборот оно направлялось от государства к экономике, социальным отношениям, культуре. А отсюда следовало, что понять причины и характер перемен в любой сфере общественной жизни, а в нашем конкретном случае в музейном деле, можно лишь при учете особой роли государства, т.е. политики.

 

На протяжении почти всего ХХ в. культура в нашей стране была встроена в систему государственной политики. Важнейшими направлениями ее были повышение культурного и образовательного уровня населения, но также и его идеологизация. Это обеспечивало целенаправленность политики в области музейного дела и определяло систему управления государственными музеями страны.

 

Данная система базировалась на государственном планировании развития культуры, централизованном финансировании, в том числе музейной отрасли, и была ориентирована на вертикальное управление. Она определяла взаимные обязательства музеев и органов власти, правовое положение музеев, взаимоотношение государственных музеев всех уровней, независимо от профиля и юридической подчиненности.

 

На рубеже 90-х гг. большие надежды возлагались на общественные организации, способные в определенной степени поддержать государство в конкретном проведении музейной политики. Однако надежды на то, что гражданское общество, только начавшее формироваться, найдет средства и возможности для развития культуры, оказались тщетными.

 

В период начала демократических реформ основными приоритетами культурной политики государства стали сохранение исторического и культурного наследия народов России, обеспечение доступа граждан к его использованию в непредвзятом виде и развитие национальных культур народов России (концепция развития культуры до 1999 г.). В соответствии с этой концепцией были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.) и затем Закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (1996 г.). Согласно этим документам Музейный фонд Российской Федерации определен как неотъемлемая часть культурного наследия народов нашей страны.

 

В Законе 1996 г. Музейный фонд Российской Федерации был разделен по видам собственности: государственная, муниципальная и частная с самостоятельным управлением каждой из этих частей. Однако механизм взаимодействия центральных и местных органов до сих пор до конца не проработан. Основное внимание Министерство культуры РФ сконцентрировало на сохранении, поддержке и государственном контроле над Музейным фондом страны, обеспечении деятельности музеев федерального подчинения, методическом обеспечении деятельности музеев, находящихся в подчинении органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также иных негосударственных музеев.

 

Основным средством осуществления долгосрочной государственной политики в области музейного дела стало финансирование целевых программ с долевым участием субъектов федерации, которые были заложены в концепции развития культуры. Трудное финансовое положение всей отрасли культуры, и в том числе музеев, приводит к тому, что целевые программы развития музейного дела в стране не выполняются или выполняются слишком медленно. В том числе программы по безопасности музеев и ремонтно-реставрационным работам, по централизованному пополнению государственной части Музейного фонда, программы стажирования, переподготовки и повышения квалификации кадров и др.

 

Сегодня музеи столкнулись со следующими негативными моментами:

 

- отсутствием твердой правовой защищенности их коллекций и имущества;

 

- совершенно недостаточным государственным финансированием при незначительном объеме других источников доходов;

 

- информационной изоляцией;

 

- слабым методическим обеспечением основных видов деятельности музеев;

 

- не разработанностью важнейших нормативных документов, регулирующих учет и сохранность музейных коллекций, даже само вхождение этих коллекций в государственный музейный фонд.

 

Все это приводит к тому, что музеи поставлены в почти полную административную и финансовую зависимость от местной власти. Более того, заметно вмешательство этих властей в область профессиональной компетенции музейных работников. Местные власти часто не способствуют деятельности музеев в направлении интеграции общественного сознания населения в соответствии с общероссийской культурной традицией. Музеям не хватает средств на содержание зданий, на пополнение и охрану своих фондовых коллекций, на информационное обеспечение, на развитие научной деятельности, на приобретение оборудования, повышение квалификации кадров и пр. Музейные работники месяцами не получают зарплату. В поисках средств музеи вынуждены обращаться к различным фондам и спонсорам. Как известно, спонсоров в нашей стране еще недостаточно, среди фондов наиболее активны иностранные. Однако они направляют свои усилия не на сохранение российской культурной традиции, а толкают музеи к коммерциализации и массовой культуре.

 

В стремлении выжить музеи идут разными путями: одни - уступают давлению обстоятельств и вступают на путь превращения в сугубо элитарные учреждения, вся работа которых направлена на обслуживание достаточно узкого круга хорошо образованных и обеспеченных людей; часть музеев становится типичными культурными центрами, используя свои помещения как платную площадку для мероприятий различных организаций на долгосрочной или одноразовой основе и полностью отделяя свою профессиональную деятельность от деятельности этих организаций; и наконец, большинство музеев стремиться расширить контакты со всеми категориями населения, сохраняя музейную специфику. Об этом свидетельствуют выступления сотрудников местных историко-краеведческих музеев на ежегодных региональных конференциях, организуемых Государственным центральным музеем современной истории России.

 

В этом направлении музеи приобрели некоторый опыт. Однако перед ними стоят достаточно сложные проблемы, от решения которых зависит их будущее. Ряд из них музеи решают самостоятельно и совместно с администрацией и общественностью своего региона, но многие могут быть решены только на уровне государства в целом. Это предполагает и повышение управленческой роли Министерства культуры РФ как государственного руководящего органа отраслью культуры, а также повышение внимания местных органов управления культуры к деятельности музеев и их проблемам.

 

Каким будет музей в новом веке? Где его место в новом социокультурном контексте? В контексте, обусловленном победой информационных технологий и экологическими катастрофами, глобальными сдвигами в общественном сознании и утерей традиционных культурных ценностей? В поисках ответов на эти вопросы следует опираться на историю музейного дела России, достижения и провалы музейной теории и практики прошедшего времени, чему и была посвящена данная дипломная работа.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Декрет СНК РСФСР от 1918 г. «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного значения».

2.Декрет СНК РСФСР от 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений».

3.Декрет ВЦИК и СНК от 1923 г. «Об учете и регистрации предметов искусств и старины».

4.Постановление ВЦИК и СНК от 1923 г. «О специальных средствах на содержание культурных ценностей РСФСР».

5.Декрет ВЦИК и СНК от 1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы».

6.Циркуляр Президиума ВЦИК от 1927 г. «О выявлении и охране памятников революционных движений».

7.Положение ВЦИК от 1932 г. «О создании Межведомственного комитета по охране памятников революции, искусства и культуры».

8.Постановление ВЦИК и СНК от 1933 г. «Об охране исторических памятников».

9.Постановление ВЦИК и СНК от 1934 г. «Об охране археологических памятников».

10.Приказ Наркомпроса РСФСР от 1941 г. «О мероприятиях по сохранению и учету музейных фондов в годы войны».

11.Приказ Наркомпроса РСФСР от 1941 г. «О формах функционирования музеев в условиях военного времени».

12.Постановление Совмина РСФСР от 1947 г. «Об охране памятников архитектуры».

13.Постановление Совмина СССР от 1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников культуры».

14.Постановление Совмина СССР от 1965 г. «О музейном фонде Союза ССР».

15.Закон СССР от 1976 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

16.Указ Президента РФ от 30.11.1992 г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

17.Закон РФ от 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации в области культуры».

18.Закон РФ от 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

19.Закон РФ от 1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

20.Аксенова А.И. История. Судьба. Музей. - Владимир, 2001.

21.Вибе П. П., Михеев А. П., Пугачева М. М. Омский историко-краеведческий словарь. - М., 1994.

22.Грицкевич В.П. История музейного дела до конца ХVIII века. - Спб., 2001.

23.Грицкевич В.П., Гужаловский А.А. История музеев мира. - Минск, 2003.

24.Грицкевич В.П. Источниковедение истории музейного дела и проблемы историко-сравнительного подхода. Минск, 1999.

25.Дремайлов А.В. Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие. - Ярославль, 1999.

26.Игнатьева В.М. Музееведение. Советские музеи: Учебное пособие. - М., 1968.

27.История музейного дела в СССР. Сб. науч. тр. НИИ музееведения. - М., 1957. Вып.1.

28.Кантор Юлия. Реальность и соцреализм: Эрмитаж в 1917-1941. – Звезда, 2003, №5.

29.Музейное дело в России. – М., 2003

30.Музей и власть. - М., 1991. Ч. 1—2.

31.Наседкин К.А., Наседкин А.А. Сеть Культурного Наследия и "Музеи России". - Ярославль, 1999.

32.Никулин П.Ф. Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начала ХХ вв.. Часть I. - РУДН, 2002

33.Очерки истории музейного дела в России. - М., Вып. 2. 1960; Вып. 3. 1961; Вып.5. 1963; Вып. 6. 1968; Вып. 7. 1971.

 

15. Сорокалетова Г.И. Музей и западно-сибирский отдел русского географического общества. – Омский историко-краеведческий словарь, 1994

16.Российская музейная энциклопедия. М., 2001

17. Российский энциклопедический словарь. М., 2003

18. Станюкович Т.К. Кунсткамера Петербургской Академии наук. - М., 1953.

19. Станюкович Т.К. Этнографическая наука и музеи. - Л., 1978.

 

20. Турьинская Х.М. Музейное дело в России в 1907—1936 годы. - М., 2001.

20.Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. - М., 1991.

 

 

П р и л о ж е н и е 1.

 

Органы управления музейным делом в РСФСР

 

Годы Название и ведомственная подчиненность

1 2

1918 Специальный Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе РСФСР

1920 Главный комитет по делам музеев и охране памятников старины при Главмузее Наркомпроса

1922 Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Главнауке Наркомпроса

1930 Музейная группа в составе сектора науки Наркомпроса

1933  Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе

2-я половина 1930-х гг. 1)Музейный, а с 1939 г. Музейно-краеведческий отдел Наркомпроса (естественно-исторические, исторические, краеведческие, литературные музеи);

2)Всесоюзный комитет по делам искусства по делам искусств при Совнаркоме СССР (художественные, театральные, музыкальные музеи);

3)Академия Наук СССР (значительная часть музеев);

4) ЦК ВКП (б) (музеи В.И.Ленина)

1945 Управление музеями как структура Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме РСФСР

1946 Управление музеями как структура Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР

1953 Управление культ.-просвет. учреждений и Управление изобразительных искусств и охраны памятников при Министерстве культуры СССР

1957 Отдел культ.-просвет. учреждений и Отдел изобразительных искусств и охраны памятников при Министерстве культуры СССР

1963 Музейный отдел при Управлении культ.-просвет. учреждений и Музейный отдел при управлении изобразительных искусств и охраны памятников при Министерстве культуры СССР

1983 Управление музеев Министерства культуры СССР

1985 Главное управление культурно-массовой работы, библиотечного и музейного дела в структуре Министерства культуры СССР

1992 1)Управление по делам музеев Министерства культуры РФ

2)На региональном уровне – комитеты и отделы при областных и городских администрациях

 

 

1 Фролов А.И. Музей // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.387.

 

2 Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.5-6.

 

3 Грицкевич В.П. История музейного дела до конца ХVIII века. - Спб., 2001. – С.16

 

4 Станюкович Т.К. Кунсткамера Петербургской Академии наук. - М., 1953. – С.11.

 

5 Грицкевич В.П., Гужаловский А.А. История музеев мира. - Минск, 2003. – С.114.

 

6 Фролов А.И. Музееведение // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.387.

 

7 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.402.

 

8 Турьинская Х.М. Музейное дело в России в 1907—1936 годы. - М., 2001. – С. 31.

 

9 Аксенова А.И. История. Судьба. Музей. - Владимир, 2001. – С. 98.

 

10 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.402.

 

11 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.402.

 

12 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.402.

 

13 Грицкевич В.П., Гужаловский А.А. История музеев мира. - Минск, 2003. – С.159.

 

14 Сорокалетова Г.И. Музей и западно-сибирский отдел русского географического общества // Омский историко-краеведческий словарь, 1994. – С.45.

 

15 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.402.

 

16 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.403.

 

17 Козлов В.Ф. Краеведческие общества // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.301.

 

18 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.403.

 

19 Там же.

 

20 Невский А.Я. Законодательство по музейному делу и охране памятников // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.196.

 

21 Дьячков А.Н. Охрана памятников // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 2. – С.202.

 

22 Фролов А.И. Музей // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.387.

 

23 Фролов А.И. Музей // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.387.

 

24 Дьяконицына Е.Л. Живописной культуры музей // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.191.

 

25 Дьяконицына Е.Л. Живописной культуры музей // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.191.

 

26 Шмидт С.О. Краеведение // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.297.

 

27 Фролов А.И., Размустова Т.О. Краеведческие музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.299.

 

28 Фролов А.И., Размустова Т.О. Краеведческие музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.300.

 

29 Юхневич М.Ю. Культурно-образовательная деятельность музеев // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.311.

 

30 Нувахов Б.Ш., Шилинис Ю.А. Медицинские музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.353.

 

31 Федосеева И.В. Исторические музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.235.

 

32 Гранкина И.В. Ленина В.И. Центральный музей // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.326.

 

33 Дмитриева Е.К. Мемориальные музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.357.

 

34 Юлия Кантор. Реальность и соцреализм: Эрмитаж в 1917-1941г.г. // Звезда, 2003. - №5. - С.16.

 

35 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.403.

 

36 Юлия Кантор. Реальность и соцреализм: Эрмитаж в 1917-1941г.г. // Звезда, 2003. - №5. - С.15.

 

37 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.403.

 

38 Юлия Кантор. Реальность и соцреализм: Эрмитаж в 1917-1941г.г. // Звезда, 2003. - №5. - С.15.

 

39 Ганнусенко Н.И., Омельченко Ю.А. Школьные музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – Т.2. – С. 341.

 

40 Коссова И.М. Экскурсионное дело // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 2. - С.351.

 

41 Нувахов Б.Ш., Шилинис Ю.А. Медицинские музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.353.

 

42 Селиванов В.В. Науки и техники музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 2. - С.12.

 

43 Селиванов В.В. Науки и техники музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 2. - С.12.

 

44 Грицкевич В.П., Гужаловский А.А. История музеев мира. - Минск, 2003. – С.178..

 

45 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.403.

 

46 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.403.

 

47 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.403.

 

48 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.403-404.

 

49 Грицкевич В.П., Гужаловский А.А. История музеев мира. - Минск, 2003. – С.150.

 

50 Там же.

 

51 Там же.

 

52 Федосеева И.В. Исторические музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.236.

 

53 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - 404.

 

54 Грицкевич В.П., Гужаловский А.А. История музеев мира. - Минск, 2003. – С.160.

 

55 Клюкина А.И. Ведомственные музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.91.

 

56 Грицкевич В.П., Гужаловский А.А. История музеев мира. - Минск, 2003. – С.165.

 

57 Андреичев М.В. Всероссийский выставочный центр // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.125.

 

58 Дьячков А.Н. Охрана памятников // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 2. – С.202.

 

59 Туманов В.Е. Общественные музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 2. - С.43.

 

60 Туманов В.Е. Общественные музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 2. - С.43.

 

61 Дремайлов А.В. Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие. - Ярославль, 1999. – С.40.

 

62 Наседкин К.А., Наседкин А.А. Сеть Культурного Наследия и "Музеи России". - Ярославль, 1999. – С. 67.

 

63 Коссова И.М. Экскурсионное дело // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 2. - С.351.

 

64 Фролов А.И. Музееведение // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.387.

 

65 Гнедовский М.Б. Коммуникация музейная // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.283.

 

66 Федосеева И.В. Исторические музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.236.

 

67 Дьячков А.Н. Науки и техники музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 2. - С.12.

 

68 Макарова Н.Г., Юхневич М.Ю. Детский исторический музей // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.168.

 

69 Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.404.

 

70 Там же.

 

71 Дьячков А.Н. Охрана памятников // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 2. – С.202.

 

72 Козлов В.Ф. Краеведческие общества // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.301.

 

73 Никишин Н.А. Естественно-научные музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.186.

 

74 Андреичев М.В. Всероссийский выставочный центр // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.125.


просмотров: 2850
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
(50) White Paper Chinese Lanterns Sky Fly Candle Lamp for Wish Party Wedding

$13.99
End Date: Wednesday Oct-17-2018 14:50:17 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
SHOVEL..FLORAL TOP STERLING SILVER SALT SPOON ....

$13.50 (7 Bids)
End Date: Tuesday Sep-25-2018 17:37:05 PDT
|
19th Century New England original green painted storage box, dated 1885.

$20.00
End Date: Tuesday Sep-25-2018 8:24:20 PDT
Buy It Now for only: $20.00
|
Sweet Annie, Fresh Cut to order Box full 50+ Stems Great Dried Flowers

$85.00
End Date: Sunday Sep-23-2018 13:24:03 PDT
Buy It Now for only: $85.00
|
Scrap Silver .925 Scrap Wear All Wearable Rings Chains Bracelets 100gram Lots

$5.50
End Date: Wednesday Sep-26-2018 13:20:11 PDT
Buy It Now for only: $5.50
|
lightning rod ball end caps, weathervane, lightning rod, lightning ball, quality

$75.77
End Date: Saturday Oct-20-2018 17:13:35 PDT
Buy It Now for only: $75.77
|
ANTIQUE HAND-MADE FOLK-ART WOODEN WALNUT/MAPLE LOCK AAFA L@@K

$10.95
End Date: Tuesday Sep-25-2018 18:03:10 PDT
Buy It Now for only: $10.95
|
Винтажный Городской музей искусства (MMA) легенды бейсбола плакат (1992) MLB

878,72 руб. (0 Bids)
End Date: 27.09 01:38
|
Музей художественная печать без названия 1988 кит харинг

2 498,17 руб.
End Date: 29.09 18:14
Buy It Now for only: US 2 498,17 руб.
Buy it now |
Музей художественная печать без названия 1990 кит харинг

2 498,17 руб.
End Date: 29.09 18:14
Buy It Now for only: US 2 498,17 руб.
Buy it now |
Музей искусства печать Rene Char брак, Жорж

2 498,17 руб.
End Date: 25.09 01:54
Buy It Now for only: US 2 498,17 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Музеи, коллекции, собрания
 
Джулиан Харрисон Гарри Поттер. История волшебства
Гарри Поттер. История волшебства
В 2017 году Дж.К. Роулинг, издательство «Блумсбери» и Британская библиотека объединились, чтобы отметить двадцатилетний юбилей романа «Гарри Поттер и философский камень». На уникальной выставке «Гарри Поттер: история волшебства» представлено целое собрание удивительных экспонатов, имеющих непосредственное отношение к книгам о Гарри Поттере и многовековой истории магии: манускрипты, картины, свитки, талисманы, а также ранние черновики с комментариями и рисунками Дж.К. Роулинг и оригиналы иллюстраций Джима Кея и Оливии Ломенек Джилл. Издательство «Блумсбери» выпустило официальный гид по выставке, разделенный на главы, каждая из которых посвящена учебным предметам «Хогварца»: зельеделию, астрономии, превращениям, гербологии, защите от сил зла и другим. Читателей ждет удивительное путешествие к истокам Волшебного мира....

Цена:
1389 руб

Дэвид Кинг Пропавшие комиссары. Фальсификация фотографий и произведений искусства в сталинскую эпоху The Commissar Vanishes
Пропавшие комиссары. Фальсификация фотографий и произведений искусства в сталинскую эпоху
Дэвид Кинг много лет собирает документы, фотографии и произведения искусства советской эпохи. Он является автором, составителем и дизайнером многих иллюстрированных изданий, посвященных тому времени, включая фотобиографию Льва Троцкого и книгу "Рядовые граждане" - галерею тюремных фотоснимков более полутора сотен советских людей, ставших невинными жертвами сталинского террора. Его последняя на сегодняшний день работа - фундаментальный альбом "Россия под красной звездой: история Советского Союза с 1917 года до смерти Сталина в плакатах, фотографиях и графике из коллекции Дэвида Кинга", название которого говорит само за себя. Представляемый сегодня российскому читателю альбом "Пропавшие комиссары" получил широкую известность и был переведен на многие языки мира. Материалы альбома легли в основу передвижной выставки, которая с 1998 года с успехом путешествует из страны в страну....

Цена:
1240 руб

 Прадо
Прадо
Музей Прадо в Мадриде - это одно из самых значительных, как по количеству, так и по качеству, художественных собраний, в котором хранятся картины основных европейских живописных школ XV- XVIII вв. Музей предлагает посетителям самую богатую и полную в мире коллекцию испанской живописи - творчество таких блестящих мастеров, как Эль Греко, Веласкес, Мурильо, Гойя и многих других художников.
Здесь также нашли свое место творения итальянских, фламандских и германских живописцев. В наши дни музей может гордиться шедеврами Тициана, Рубенса, Тьеполо, Босха, Дюрера, Корреджо, Ван Дейка, Лоррена и других знаменитых художников, представляющих основные живописные школы Европы. Этому созвездию имен музей прежде всего обязан вкусу и художественной культуре Филиппа II и его внука Филиппа IV....

Цена:
35 руб

Кижи. Валаам
Кижи. Валаам
Издание 1966 года. Сохранность хорошая.
Книга рассказывает о Кижах, т. е. о сокровище деревянного зодчества, и о Валааме, о природном заповеденике, о крае лесов и гранитных причудливых скал, таинственном и неожиданном.
Содержит иллюстрации....

Цена:
119 руб

Советская графика
Советская графика
Продаётся без суперобложки.
Издание 1973 года. Сохранность хорошая.
Богатства русской и советской графики, собранные в Третьяковской галерее, и небольшая площадь, которая может быть отведена для их показа в постоянной экспозиции, заставляют изыскивать дополнительные формы популяризации этого вида искусства. Одной из таких форм и является настоящий альбом.
Показ произведений в альбоме дополняется биографиями художников, в которых внимательный читатель может найти много интересного, в том числе и определить место публикуемого рисунка в творчестве мастера. Есть здесь и обязательное указание, откуда и когда эти рисунки попали в галерею.
Познакомившись со вступительным очерком и сопоставив с ним аннотации к произведениям, читатель сможет представить себе историю и значение коллекции советской графики в Государственной Третьяковской галерее....

Цена:
859 руб

Национальная галерея в Лондоне
Национальная галерея в Лондоне
Национальная галерея в Лондоне является одним из крупнейших музеев мира. Ее коллекции создавались последовательно и планомерно на основе развивающегося искусствоведения. В нем представлены произведения всех великих мастеров европейской живописи. В книге рассматривается история создания и развития коллекций галереи, характеризуются собрания картин разных национальных школ.
Издание богато иллюстрировано....

Цена:
142 руб

Дрезденская галерея
Дрезденская галерея
Издание 1957 года. Сохранность хорошая.
Во вступительной статье альбома дана общая характеристика главных периодов истории возникновения Дрезденской галереи, основанной в XVI веке. Перед началом второй мировой войны в галерее находилось свыше 2200 картин старых мастеров.
Альбом содержит красочные цветные и черно-белые иллюстрации. Подбор иллюстраций и введение Вольфганга Бальцера....

Цена:
639 руб

Музеи Парижа
Музеи Парижа
Книга кандидата искусствоведческих наук является своеобразным рассказом-очерком о наиболее интересных музеях-сокровищницах Парижа, таких, как Лувр, Музей импрессионизма, Музей современного искусства, ателье Бурделля, Музей Родена. Автор живо и увлекательно рассказывает о чудесных памятниках мирового искусства, хранящихся в богатых собраниях столицы Франции....

Цена:
192 руб

Галерея Уффици II. Флоренция
Галерея Уффици II. Флоренция
Одним из самых древних музеев Италии является музей Уффици, который расположен в самом сердце Флоренции. Как и многие галереи того времени, музей изначально создавался как собрание статуй. Лишь спустя долгие годы в нём появилась уникальная коллекция картин....

Цена:
449 руб

Страницы Истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде
Страницы Истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде
Книгу Виктора Никитича Лазарева о софийских таблетках издательство "Искусство" выпускает как первую посмертную публикацию трудов этого выдающегося ученого. История издательства давно и тесно связана с творчеством В. Н. Лазарева. Одной из первых книг, изданных "Искусством", была его книга "Братья Ленен" (1936). С тех пор здесь вышли еще тринадцать его книг: о византийской, древнерусской и западноевропейской живописи. Виктор Никитич много и плодотворно работал. Он любил писать о лучших мастерах, эпохах и стилях, которые являются вехами в истории мировой культуры. Он обладал при этом даром обобщения, редкостным даром создавать запоминающиеся образы художников и их произведений. И его книгам суждена долгая и счастливая жизнь....

Цена:
1674 руб

Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
2013 Copyright © MuseumPass.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования