Музейное дело
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ВОЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1941–1945 РСФСР

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ВОЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1941–1945 РСФСР

 

музей краеведческий культурный ценность

 

Великая Отечественная война поставила перед музеями 2 главные задачи: сохранить музейные ценности и определить основные формы деятельности в экстремальных условиях. В РСФСР эвакуация охватила 15 областей, 2 края и 2 автономных республики. В 1941 г. из-за отсутствия планов эвакуация музеев повсеместно проводилась в большой спешке, без должного материального обеспечения. Удалось эвакуировать фонды 66 музеев, в том числе наиболее ценную часть коллекций музеев Москвы, Ленинграда, Архангельска, Севастополя, Новгорода, Пскова, Смоленска, Воронежа и др. Было создано 9 крупнейших хранилищ (в Казани, Перми, Сарапуле, Кустанае и др.). На оккупированных территориях фашисты разрушили около 400 музеев, многие учреждения были временно законсервированы. Очевиден факт, что в ходе второй мировой войны музеи СССР понесли значительные потери: исчезли ценные коллекции, были разрушены музейные здания, погибли или не вернулись в музей многие сотрудники.

 

Сократилось финансирование музеев, их помещения отдавались под нужды военных и гражданских учреждений. В этот период получили наиболее распространение оперативные формы работы: выставки (в том числе и передвижные), лекции, беседы о героическом прошлом народов СССР и доблести Красной Армии. Усилился интерес к краеведческой работе, активно велось комплектование фондов и музеев материалами войны. На освобожденных территориях предпринимались меры для восстановления и реставрации архитектурных памятников и музеев.46

 

Особая роль в военные годы выпала на долю исторических музеев. В годы Великой Отечественной войны часть исторических музеев, оказавшихся на оккупированной территории, была уничтожена и разграблена фашистскими захватчиками, часть подверглась «консервации» (временному свёртыванию работы), некоторые ранее самостоятельные историко-революционные музеи были преобразованы в отделы краеведческих музеев; возникали преимущественно военно-исторические музеи, нацеленные на раскрытие героической истории русской армии, а также героизма советских людей в борьбе за независимость; ведущей формой экспозиционной работы стала организация временных и передвижных выставок патриотической тематики.

 

Сотрудники исторических музеев вели напряженную агитационно-пропагандистскую работу, как в самих музеях, так и за их стенами, в непосредственной близости от линии фронта.

 

Наркомпросы СССР и РСФСР поставили перед историческими музеями задачу комплектования фондов «по горячим следам» событий, методику комплектования разрабатывали в НИИ краеведческой и музейной работы. Важной заслугой исторических музеев в годы войны явилось повышение внимания к подлинным памятникам истории в процессе формирования коллекций, что позволило в определенной степени преодолеть ошибочные методологические установки Первого Всероссийского музейного съезда.47

 

То есть задачи, поставленные перед музейным делом РСФСР в тяжелые годы Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 гг. были выполнены.

 

Таким образом, музейное дело в РСФСР в период развития и становления с 1917 по 1945 гг. пережило череду тяжелых испытаний: национализацию, разруху гражданской войны, постановку на «партийные рельсы» и проверку на жизнеспособность в новой, ещё более страшной, войне. Конечно, были и радостные события, проекты, начинания, которые оказывались тем успешнее, чем более созвучны они были господствующей в стране идеологии. Государство поставило музеи в строй, и полученные приказы должны были беспрекословно выполняться. Иначе, событие не имело «историко-художественного значения», не представляло «культурной ценности» и лишалось права на существование, будь это предметы или люди…

 

 

ГЛАВА 2. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В РСФСР В 1945 – 1991 ГОДАХ

 

§ 1. МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х – 50-Е ГГ. ХХ ВЕКА

 

В послевоенные годы положение основной массы музеев было крайне тяжелым из-за отсутствия помещений, нищенских ассигнований и нехватки кадров. Существовала опасность утраты ценных материалов из-за катастрофического состояния хранилищ и отсутствия должного учета фондов. К сентябрю 1946 года началась проверка фондов музеев, подтвердившая утрату многих ценных предметов, отсутствие кадров, способных осуществить учет музейных ценностей.48

 

Необходимость обновления и возвращения к жизни многочисленных музеев СССР в условиях послевоенных трудностей, нехватка средств усложняли развитие музейного дела и требовали пристального внимания к нему со стороны властей. Основным документом, которым руководствовались музейные работники при решении задач восстановления и развития музеев в первые послевоенные годы в СССР, стал закон о пятилетнем плане, принятый в марте 1946 г. Выдвинутую в нем задачу обновления довоенной музейной сети должен был решить новый управленческий орган, созданный в 1945 г., — Комитет по делам культурно-просветительных учреждений СССР. Перевод музеев, находившихся в системе Наркомпроса, в подчинение Комитета по делам культурно-просветительных учреждений закрепил за большинством советских музеев статус культпросветучреждений.49

 

И без того тяжелая для музеев послевоенная ситуация (отсутствие помещений, нищенские ассигнования, нехватка кадров) усложнилась политикой ложных приоритетов. Комитет по делам культурно-просветительных учреждений произвел раздел музеев на категории, которые обусловливали размеры государственного финансирования. К высшей категории были отнесены крупнейшие столичные и историко-революционные музеи. Основная же масса местных краеведческих музеев, где хранилось большинство национальных реликвий, оказалась на низшей ступени.50

 

Причем, экспозиции краеведческих музеев обязательно должны были состоять из следующих отделов:

 

1) природа края;

 

2) дореволюционное прошлое края;

 

3) советский период.

 

В последнем, наиболее важном отделе предусматривалась демонстрация материалов от подготовки Октябрьской революции до победы в Великой Отечественной войне, а также показ достижений последних лет в промышленности, сельском хозяйстве, культуре и т. д.51

 

В конце 1940-х - середине 1950-х гг. осуществлено восстановление частично или полностью нарушенной деятельности исторических музеев, приоритетным её направлением стала фондовая работа (систематизация, учет, научное изучение коллекций).52

 

В 1947 г. управление музеев Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СМ РСФСР разработало «Инструкцию по учёту музейных фондов» (действовала до 1967 г.). Был закрыт ряд районных краеведческих музеев, не имевших достаточных условий для существования. Многие краеведческие музеи из-за острой нехватки помещений находились в состоянии консервации (Владимирский, Калининский, Кемеровский, Кировский, Куйбышевский, Мурманский, Ростовский-на-Дону и др.). На расширенной сессии Ученого совета НИИ краеведческой и музейной работы в 1948 обсуждались проекты документов, определявших задачи краеведческих музеев, содержание и формы их работы: «Основные положения о построении экспозиции областных, краевых, республиканских краеведческих музеях». Впервые получила отражение их роль в качестве хранилищ памятников материальной и духовной культуры, в структуре краеведческого музея наряду с экспозиционными отделами предусматривались отдел фондов, библиотека, научный архив, фотолаборатория, вспомогательные кабинеты и мастерские. Структура экспозиции включала отделы природы, дореволюционного прошлого, советского периода с разделами истории, социалистического хозяйства и культуры. При наличии достаточных коллекций музеям предоставлялось право создания самостоятельных экспозиционных отделов – художественно, литературно и др. Задачи районных музеев принципиально не отличались от задач областных.

 

Государственную политику в области музеев можно проследить по следующим фактам. Во второй половине 40-х гг. в Москве теряют свои помещения Литературный музей и Дарвиновский музей, волюнтаристски, также без достаточных научных обоснований были закрыты Музей народов СССР, Музей нового западного искусства в Москве, Государственный музей сельского хозяйства и Музей обороны Ленинграда.53 Только вмешательство группы крупнейших деятелей культуры (И. Грабаря, К. Симонова, Дм. Шостаковича, И. Орбели и др.) вынудило власти ассигновать средства на реставрацию пригородных дворцов- музеев Ленинграда, остановленную в 1949 г. В то же время ускоренными темпами завершалась реставрация Музея обороны Царицына- Сталинграда им. Сталина, в центре Москвы открывается новый Музей М.И. Калинина.

 

В послевоенный период развернулась работа по созданию литературных музеев, более 170 из которых были связаны с именами известных писателей и поэтов. В послевоенный период в СССР было создано 19 музеев А.С. Пушкина, 5 музеев Ф.М. Достоевского, 4 — Л.Н. Толстого и 9 — Максима Горького, 7 — А.П. Чехова и 5 — Т.Г. Шевченко. Почти в каждой союзной и автономной республике СССР существовал свой музей истории литературы. Абсолютное большинство этих музеев носило монографический характер, т. е. были посвящены памяти какого-то одного писателя. Отличительной особенностью музеев этого профиля была активная публикаторская деятельность. Так, на основе рукописей, которыми обладал московский музей Л.Н. Толстого, было издано академическое 96-томное собрание сочинений писателя. Государственный музей Т.Г. Шевченко в Киеве стал одним из создателей «Словаря языка писателя». Музей литературы им. А. Навои в Ташкенте подготовил серию альбомов восточных миниатюр, лучших образцов художественных росписей и каллиграфии.

 

В августе 1945 г. СНК БССР принял постановление «Об увековечивании памяти народного поэта Я. Купалы». В постановлении шла речь о строительстве отдельного дома-музея Я. Купалы в Минске и организации его филиалов: одного в Вязынке Родошковичского района — родине поэта, другого — в Левках Оршанского района, где до войны находилась дача Я. Купалы. В том же году ЦК КП(б)Б принял специальное постановление о восстановлении в Минске дома, где проходил I съезд РСДРП, на что была ассигнована 251 тыс. рублей.54

 

Особое место среди советских литературных музеев занимал музей А.С. Пушкина в Москве, открывший свои двери в великолепном особняке в 1961 г. В условиях дефицита аутентичных материалов сотрудники музея, а также пушкинисты, коллекционеры и просто почитатели Пушкина проявили чудеса настойчивости, изобретательности, организаторского таланта. В результате московский музей А.С. Пушкина стал особым музеем, не похожим ни на один из существующих. Так по-новому, талантливо, изобретательно была выражена в нем главная и множество частных тем. Нестандартные экспозиционные решения обусловили необычные формы просветительной работы — доклады видных ученых-пушкинистов, концерты, демонстрации кинокартин, связанных с пушкинской темой, пушкинские чтения. Музей уже через несколько лет после своего открытия превратился в подлинный Пушкинский дом поэзии.

 

После окончания войны значительную часть музейной сети РФ составляли ведомственные музеи (находившиеся вне системы министерств культуры СССР и РСФСР, создававшиеся по представлению ведомста постановлением СМ после согласования с Министерством финансов), в числе которых преобладали естественно-научные музеи и музеи науки и техники, имелись исторические музеи, литературные музеи и др. Более половины из них являлись научно-исследовательскими, около 40% - научно-просветительными, около 10% - учебными музеями. В конце 1940-х гг. 73 музея из 527 музеев России находились в подчинении 33 союзных и российских ведомств: 16 подчинялись Академии Наук (Истории религии музей, Центральный музей почвоведения, Геологический музей им.А.П.Карпинского, Музей Л.Н.Толстого в Москве, Пушкина А.С. литературно-мемориальный и природный музей-заповедник «Болдино» и др.), 14 – ЦК ВКП(б) (Центральный музей В.И.Ленина и его филиалы), 7 – Министерству Вооруженных Сил (Музей Красной Армии, Военно-морской центральный музей, Артиллерийский исторический музей, Военно-медицинский музей и др.), 4 – Министерству высшего образования СССР (Географический музей, Музей антропологии им.Д.Н.Анучина, Зоологический музей Московского университета и др.), по 3 – Министерству просвещения РСФСР (Дом-музей А.П.Чехова в Ялте и др.) и общественным организациям (Музей труда ВЦСПС, Дом авиации и ПВХО ЦК ДОСААФ, Политехнический музей Всесоюзного общества «Знание»), финансировались из госбюджета, 24 – прочим ведомствам (Музей художественной обработки дерева – Лесохимдеревпромсоюзу, Музей хохломской росписи – Управлению промкооперации, Центральный музей связи им. А.С.Попова – Министерству связи СССР, Музей железнодорожного транспорта СССР – Министерству путей сообщения, Музей по народному образованию – Академии пед.наук СССР, Музей санпросвещения – Министерству здравоохранения СССР, Музей Ильменского заповедника – Государственному управлению по заповедникам при Совете Министров СССР и др.). направление деятельности ведомственного музея определяется организацией-учредителем, тесные связи с которой способствуют систематическому комплектованию фондов. Научные сотрудники ведомственных музеев, как правило, являются специалистами в области профильных дисциплин. Многие ведомственные музеи являются крупнейшими в своей области не только в России, но и за рубежом.55

 

После 1953 г. управление музейным делом в России было сосредоточено во вновь созданном Министерстве культуры, а на местах – в органах культуры исполкомов Советов. Процесс демократизации, начавшийся в стране после смерти И.В.Сталина (1953) и XX съезда КПСС (1956), усиливавшийся интерес к отечественной истории и культуре, природе, туристическому движению способствовали возрастанию, вниманию к вопросам охраны и использования памятников истории и культуры, оживлению музейной деятельности.

 

Новый морально-политический климат в СССР после осуждения культа личности Сталина, процесс демократизации не могли не отразиться на музейной сфере. Перед музеями встала задача переосмысления содержания своих экспозиций. Начался процесс перепрофилизации музеев, связанных с именем Сталина. В июне 1958 г. ЦК КПСС при участии представителей АН СССР и деятелей культуры принял положение о коренном улучшении охраны памятников и деятельности музеев. Понадобилось пережить горечь утрат в великой Отечественной войне, чтобы осознать ценность культурного наследия.

 

Практическим результатом этого явилась организация музеев-заповедников в Новгороде, Костроме, Владимире, Суздале, Горьком. Наибольший отклик и признание получила работа Новгородского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, взявшего под охрану 98 памятников архитектуры Новгородской области, в том числе такие шедевры, как Кремль, церковь Спаса на Нередице, Юрьев монастырь и т. д. Многочисленный научный персонал заповедника, насчитывавший 120 человек, позволил превратить весь город в своеобразную экспозицию, рассказывающую об истории края, его традициях и ремеслах с IX в. по нынешний день.

 

Известная либерализация режима в середине 1950-х гг. позволяла активизировать деятельность краеведческих музеев. Возобновляются регулярные экспедиции по изучению края, оживляется издательская деятельность – практически каждый областной музей имел собственное издание («Краеведческие записки» Алтайского, Куйбышевского, Курганского, Магаданского, Таганрогского, Ульяновского, Хакасского, Ханты-Мансийского, Челябинского, Ярославского и др. музеев; «Брянский краевед», «Калужский краевед», «Вологодский край», «Из истории Татарии», «Из истории Кузбасса» Кемеровского музея, «На Западном Урале» Пермского края; «Труды…» Воронежского, Саратовского, Свердловского, Томского и др. музеев). Одной из форм краеведения стало создание общественных музеев.

 

Особым феноменом культурной жизни явилось создание в конце 1950-х гг. общественных музеев. Рождённые инициативой отдельных энтузиастов, обществ, организаций, действующих на предприятиях, в колхозах, совхозах, школах, вузах, при местных Советах и т.д., они стали резервом для формирования государственных музеев, значительно обогатили музейную сеть. Общественные музеи создавались при органах культуры, в школах, учреждениях и организациях, на предприятиях в тех местах, где ощущалась нехватка в музеях. Первыми были народные (общественные) музеи в городах Лысьва, Кизел, Очера Пермской области. Министерство культуры РСФСР рекомендовало управлениям культуры использовать опыт организации таких музеев (постановление Коллегии от 20 октября 1959); эта и другие меры государственных и партийных органов привели к формализации общественного начинания, к появлению общественных музеев, не имевших подлинных материалов.

 

Неустойчивость советской культурной политики в то время проявилась в очередной реорганизации управления музеями, которое вошло в Министерство культуры, созданное вместо Комитета по делам культурно-просветительных учреждений в 1953 г. Художественные музеи перешли в управление изобразительного искусства Министерства культуры, в то время как все остальные подчинялись управлению культурно-просветительной работы того же ведомства. Это решение, вредное для координации музейной деятельности в целом, объяснялось обеспокоенностью государственных идеологов оживлением художественной жизни в стране. Главной задачей художественных музеев считалась демонстрация русского и советского реалистического искусства с высоким «идейным содержанием». За этим следили специальные закупочные комиссии, через которые пополнялись коллекции художественных музеев.

 

Пример классического художественного музея, не подверженного конъюнктурным колебаниям, давал в рассматриваемый период Эрмитаж. Послевоенный период отмечен активной собирательской деятельностью этого музея-гиганта. Ежегодно в его фонды поступало 12—15 тыс. новых памятников, закупавшихся у частных владельцев, на зарубежных выставках, поступавших в качестве даров, в результате регулярных археологических экспедиций. Эти памятники изучали, систематизировали и интерпретировали около 300 ученых самых различных профилей — от специалистов по древнешумерской письменности до искусствоведов, занимающихся проблемами современной живописи. Результаты их исследований публиковались в ежегодных периодических научных изданиях Эрмитажа — «Сообщениях» и «Трудах», тематических сборниках, специальном «Археологическом сборнике», а также в научных каталогах, монографиях и статьях. В данный период Эрмитаж располагал крупнейшей в мире музейной реставрационной службой, насчитывавшей свыше 90 человек.

 

В более 400 эрмитажных залах, подобно Лувру, музею Метрополитен, Британскому музею, была создана целостная картина истории человеческой цивилизации, обозначен путь, пройденный человеком в его неутомимых художественных исканиях от каменного века до наших дней. Ежегодно в залах Эрмитажа проводилось до 35 тыс. экскурсий, в которых принимало участие свыше 3 млн.. человек из разных стран мира. Действовал специальный школьный центр, при котором работали детская школа рисования и лепки, десятки кружков по истории мирового искусства, клубы юного искусствоведа и археолога.56

 

Несмотря на противоречия культурной политики, с конца 50-х гг. в условиях повышения жизненного уровня, широкой заинтересованности историей и культурой, больших возможностей использования свободного времени роль музеев значительно возросла.

 

В 1954 году вновь открыта Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). С 1956 г. на её территории начала действовать Всесоюзная промышленная выставка, с 1958 г. сельско-хозяйственная и промышленная выставка объединены в ВДНХ СССР, которая открылась в 1959 году. Основная территория – 254 га, выставочная площадь – 170 тыс.кв.метров.57

 

На рубеже 50–60-х гг. XX в. оживилась собирательская работа, в процессе которой музеи сотрудничали с академическими институтами АН СССР, государственными архивами, библиотеками, другими научными учреждениями. Собирательская работа приобрела более плановый характер, тематика собраний и сроки комплектования фондов новыми поступлениями регулировались годовыми и перспективными планами. Все это содействовало количественному увеличению музейного фонда СССР в конце 1950-х гг. .

 

§ 2. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В 1960-80 ГГ. ХХ ВЕКА

 

Во 2-й половине 1960-х гг. на охрану памятников были выделены крупные средства. Было образована Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры Министерства культуры (1966), в ряде краев и областей появились инспекторы по охране памятников, в чьи обязанности входили выявление и учет недвижимых памятников. С начала 1970-х гг. им в помощь стали создаваться производственные группы (бюро) по охране и эксплуатации памятников, число которых достигло 50. Учитывая пожелание общественности, в 1966 г. организуется Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), активисты которого принимают заметное участие в надзоре за охраной памятников. ВООПИК – добровольная массовая организация, целью которой является содействие охране памятников истории и культуры. Основными задачами общества провозглашены привлечение широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников, активное содействие государственным органам охраны памятников в их работе по сохранению, пропаганде, реставрации памятников и памятных мест, пропаганда среди населения знаний о памятниках истории и культуры, воспитание на этой основе любви к родине, её истории. Особенно заметной стала деятельность по охране памятников после начала работ по составлению Свода памятников истории и культуры РСФСР (1967), в которой принимали участие профессиональные историки и искусствоведы, а также знатоки местной истории и культуры.58

 

Из числа общественных музеев, наибольшее распространение получили музеи боевой и трудовой славы комсомола, истории предприятий, мемориальные и школьные музеи общественные музеи. По данным Министерства культуры РСФСР, в 1966 в России было 300 общественных музеев, в 1972 – 601, в 1977 – 1074, вместе со школьными 4174.59

 

До 1978 года в значении «общественный музей» использовали термин «народный музей»; в 1978 Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР утвердили «Типовые положения о музее, работающем на общественных началах», определившие статус и основные направления их деятельности, ввели для общественного музея почетное звание «народный музей». Создание общественного музея, как правило, являлось результатом серьезной многолетней работы общественного коллектива (кружка, клуба и др.) по изучению истории и природы края, предприятия и др. Независимо от профиля музея (ествественно-научного, науки и техники, исторического, художественного, народного искусства, литературного) вся научно-исследовательская деятельность, поисково-собирательная, экспозиционная и научно-просветительная работа общественного музея имеет чаще всего краеведческий характер: в фондах преобладают коллекции, собранные на территории края; общественные музеи, посвященные лицам, не связанным с местной историей, хранят и используют краеведческие материалы – об их родственниках, коллегах, друзьях, учениках и последователях, жизнь и деятельность которых связаны с данным местом, об использовании открытий этих деятелей и их произведений, о фабриках, заводах, улицах, носящих им имена. Наличие в собрании общественного музея музейных предметов, не связанных прямо с концепцией музея, объясняется тем, что существенную роль в комплектовании музейных фондов играл личный интерес инициаторов создания музея, а также объективной сложностью показа отдельных периодов истории, невозможностью осуществлять археологические раскопки, отсутствием у актива необходимых профессиональных зданий и другими факторами.

 

Наличие в фондах общественного музея памятников природы, истории и культуры, имеющих научную и художественную ценность, делает их резервом развития государственной музейной сети (за последние 20 лет свыше 200 общественных музеев получили статут государственного), обуславливает контроль государственных органов: регистрацию общественного музея в местных органах культуры, постановку на государственный учет и внесение в «Специальные инвентарные книги государственных музеев» предметов музейного значения, ограничения на хранение в общественном музее огнестрельного и холодного оружия, изделий из драгоценных металлов и др., передачу в государственные музеи собраний общественных музеев, прекративших существование и памятников, которым не обеспечивается необходимый режим хранения и использования.60

 

Группа музеев-заповедников динамично развивалось: в 1977 г. в СССР работало уже 42 музея-заповедника, из них 25 — в Российской Федерации, остальные — в Украине, Беларуси, Узбекистане, Грузии и Азербайджане.

 

В 1961 г. были открыты для посетителей музеи Московского Кремля.

 

Новые музеи создавались в блиндажах, партизанских землянках, в зданиях, где находились командные пункты советских войск, в других памятных местах (блиндажи у Калининграда, Аджимушкайские каменоломни близ Керчи, командный пункт 18-й Армии у Новороссийска). Открываются мемориальные комплексы «Хатынь» и «Курган Славы» — филиалы Музея истории Великой Отечественной войны, а также Музей советско-польского боевого содружества в д. Ленино.

 

В мае 1964 г. ЦК КПСС принял Постановление «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», где были закреплены уже сформировавшиеся к этому времени основные направления музейной политики: концентрация внимания на создании отделов истории советского периода, отражение побед коммунистического строительства в СССР, расширение массово-просветительской работы и т. д. Одновременно в части постановления о необходимости разработки «Принципов развития музейного дела» наметилась перспектива разработки научно обоснованной программы управления деятельностью музеев и решения наиболее болезненной музейной проблемы — создания сводного каталога музейного фонда СССР. К сожалению, ни первый, ни второй вопросы целиком решены так и не были. Работы по созданию сводного каталога музейного фонда СССР остановились в связи с плохим состоянием учета и изученности фондов музеев. К тому же в 70-е гг., когда стала очевидной необходимость использования информационных технологий в работе музеев, архивов и библиотек, в Министерстве культуры СССР по-прежнему шли разговоры о создании традиционных карточных каталогов. Новая схема управления музеями, в разработке которой участвовали лучшие советские ученые, музейные теоретики и практики, а также управленцы вселяла надежды на кардинальное улучшение ситуации. Однако ни одна из идей, таких, как участие общественности в управлении музеями, повышение научного уровня их работы, рациональное построение музейной сети, не нашла практического применения.

 

Жизнь социалистического общества в 70—80-е гг. XX в. характеризовалась концентрированным проявлением изъянов идеологии «развитого социализма». В культуре, как и в обществе, в полную силу проявился «феномен вала», который провоцировал музеи на погоню за количеством посетителей. Количественный рост стал аксиомой развития музейных учреждений, даже когда очевидно ухудшалось качество сделанного. Принцип «планирования» от достигнутого подрывал заинтересованность сотрудников в улучшении качества работы. Остаточный же принцип финансирования приблизил сферу, особенно ее материальную базу, к краху. Догматизм и застой в системе общественных наук отражались на содержании и уровне музейных экспозиций, особенно разделов новейшей истории. Для них нормой стали схематизм, конъюнктура, фактологичность. Так, Музей истории народов Узбекистана им. Айбека демонстрировал впечатляющую картину грандиозных перспектив, которые открывались перед Советским Узбекистаном после XXV съезда КПСС. Государственный исторический музей Украинской ССР посвящал идейно-воспитательной работе КПСС отдельные тематические комплексы, где центральное место занимали работы Л.И. Брежнева. В экспозиции Уральского областного краеведческого музея был широко представлен материал о развитии политической системы советского общества — совершенствовании социалистической государственности и активизации деятельности общественных организаций.

 

Ложь и полуправда, которые проникли в экспозиции, сводили к нулю воспитательный и образовательный эффект музеев. Они стали подменять воспитание обслуживанием посетителей, внося свою роль в формирование и расширение негативных явлений. Исключительная роль в принятии решения об открытии государственных музеев принадлежала партийному руководству. Только по его приказам на основе «записок» из райкомов, обкомов и ходатайств министерств культуры принималось или не принималось решение об открытии музея. Роль общественности в этом вопросе была сведена до минимума, т. е. создания уголков славы в учебных заведениях и на производстве.

 

Примером нового профиля музея был Музей дружбы народов СССР. В 1976—1977 гг. такие музеи были созданы в кратчайшие сроки в ряде столиц союзных республик — Тбилиси, Ташкенте, Баку и Кишеневе. По замыслу создателей, они должны были воспитывать любовь к социалистической Родине, родному предприятию и колхозу, возбуждать у молодежи желание принять эстафету от старших поколений и вписать новые страницы в летопись боевой и трудовой славы.

 

Следует отметить, что Советское государство возлагало особые надежды на музеи данной профильной группы, имея в виду прежде всего их пропагандистский эффект. Этим можно объяснить активное финансирование и иную поддержку, оказываемую со стороны государства музеям, раскрывавшим военно-патриотическую тематику.

 

Однако наиболее привилегированное положение среди музеев СССР занимали подчинявшиеся Истпарту музеи Ленина. Со времени открытия в 1936 г. Центрального музея В.И. Ленина в стране сложилась сеть ленинских музеев, состоящая из собственно Центрального музея в Москве, семи филиалов в Ульяновске, Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, Ташкенте, Львове и 26 мемориальных музеев. В пропаганде образа вождя в СССР участвовало также более 800 народных музеев В.И. Ленина и свыше 100 000 ленинских комнат и уголков. 18 ленинских музеев действовали за рубежом, в том числе в Хельсинки и Париже.

 

Музеи стран Восточной Европы, находясь в то время в условиях «цивилизованного» идеологического диктата, получили возможность более полноценного документирования исторического процесса, сохранения памятников культуры для использования их в научных и образовательных целях. Каждая социалистическая республика должна была иметь свои музеи истории революционного движения, музей Ленина, однако не они определяли культурный ландшафт региона.

 

С середины 50-х гг. в условиях интенсификации музейной деятельности и повышения ее социальной значимости в странах Восточной Европы пристальное внимание получили вопросы подготовки кадров и теоретического обеспечения работы музеев.

 

В СССР важнейшим теоретическим и методическим центром в области музейного дела являлся Научно-исследовательский институт культуры (Москва). Результаты научно-методической работы института публиковались в регулярно издававшихся «Трудах...» и ряде непериодических изданий. При институте существовала аспирантура, где велась подготовка специалистов высшей квалификации по специальности «музееведение и охрана памятников». Важную роль в профессионализации музейной деятельности в Советском Союзе сыграл журнал «Советский музей».61

 

Значительные изменения в послевоенное время произошли в работе по формированию коллекций государственных музеев СССР. В середине 80-х гг. в фондах советских музеев хранилось свыше 50 млн. предметов, представлявших значительную историческую, научную, художественную ценность.

 

Неблагоприятной для развития музеев была существующая система оплаты труда. Культура традиционно являлась низкооплачиваемой сферой народного хозяйства в СССР. Поскольку культура относилась к числу вторичных сфер народного хозяйства, происходила постепенная девальвация профессии научного сотрудника музея, что проявилось во второй половине 80-х гг. в уменьшении доли высококлассных специалистов. На развитии музеев отрицательно сказывалось отсутствие дифференциации оплаты труда специалистов в зависимости от их квалификации, трудового стажа.

 

Роль идеологических форпостов, которая отводилась музеям правящей партией, отражалась в неуклонном росте количества (до конца 80-х гг.) посетителей и «классической» структуре основных форм пропагандистско-просветительской деятельности: экскурсии, лекции, тематические вечера. Особым успехом пользовались мероприятия, которые легко поддавались идеологической окраске. Соответственно росла статистика. В среднем государственные музеи СССР ежегодно посещали около 150 млн.. человек, для которых проводилось свыше 800 тыс. экскурсий и десятки тысяч массовых мероприятий. Их тематика чаще всего соответствовала идеологической тональности времени: «Ватикан и религия», «Религиозные суеверия и вред от них», «Молодежь и религия», «В боях за власть советов», «Год 41-й подвигами свят», «Партизаны Брестчины» и др.62

 

Во второй половине 80-х гг. XX в. в связи с процессами демократизации, которые начались в СССР и странах Восточной Европы, перед музеями встала задача найти свое место в возрождении национальных культур, разрешении социальных и экономических проблем. Активизировалась музейная общественность, началось обсуждение наиболее острых проблем, в том числе по созданию материально-технической базы деятельности музеев в новых хозяйственных условиях. Все эти процессы требуют своего осознания и обобщения, что позволит избежать ошибок и использовать все ценное, что будет способствовать оздоровлению музея как общественного института.

 

Изменения в общественно-политической жизни страны в середине 1980-х гг., падение тоталитаризма поставили перед музеями новые проблемы и задачи, связанные с преодолением всесторонней идеологизации, с отказом от директивного руководства сверху. Музеи стали активно открывать свои запасники, демонстрировать те части своих фондов, которые ранее были недоступны для публики, старались наиболее полно раскрыть подлинную историю и достижения культуры. Этот период отмечен активизацией выставочной деятельности музеев, обращенностью к темам, ранее находившимся под запретом или подававшимся в искаженной трактовке. Встала задача кодификации и совершенствования законодательства о музеях, преодоления практики ведомственно-правового регулирования в музейном деле России.

 

С конца 1960-х гг. в стране начинает развиваться индустрия туристско-экскурсионного дела: растет сеть турбаз, кемпингов, мотелей. Расширяется сеть музеев, включенных в орбиту туристско-экскурсионного обслуживания, что объясняется так называемым «музейным бумом», охвативших разные страны мира. Для подготовки экскурсоводах в педагогических вузах на факультетах общественных профессий создаются экскурсионные отделения. Проявляется тенденция дифференцированного подхода к различным категориям экскурсантов – школьникам, учащейся молодежи, взрослым, сельским жителям, иностранным туристам и др. Несмотря на годы забвения, в середине 1970-х гг. начинают возрождаться лучшие традиции отечественной экскурсионной школы.63

 

1960-1980-е гг. характеризуются дальнейшей активизацией музейного дела в России, связанной с растущим во всём мире интересом к музеям как аккумуляторам исторического опыта, эстетических ценностей, хранителям и пропагандистам традиций, как средству взаимообогащения культур, взаимопонимания народов. Ряд законодательных актов закреплял возросшую роль музеев – Постановление СМ СССР «О музейном фонде Союза ССР» (1965), Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1976).

 

В СССР сложилась сеть государственных музеев системы Министерства культуры, состоявшая из более 1500 музеев (с филиалами). Наиболее многочисленную профильную группу (519) образовывали краеведческие музеи. Они действовали во всех союзных и автономных республиках, в краевых, областных центрах, а также в ряде районных.

 

Таким образом, музейная сеть складывалась из государственных музеев министерства культуры (всесоюзного, республиканского, местного значения), Академии Наук СССР, Министерства высшего и среднего образования, других министерств и ведомств, большого количества общественных музеев. Сформировались основные профильные группы музеев. Ведущее положение заняли исторические музеи, включая историко-революционные; этнографические; военно-исторические и исторические отделы краеведческих музеев. Возросло число художественных музеев, литературных музеев и естественно-научных музеев. Значительное место в музейной сети страны занимали меморильные музеи. Новые тенденции (с начала 1970-х гг.) связаны с политикой совершенствования управления музеями: создаются централизованные музейные системы, музейные объединения. К 1985 г. было создано 25 музейных объединений, охвативших 27% музейной сети республики. Опыт лучших из них (Владимиро-Суздальского, Новгородского и др.) активно внедрялся органами управления в музейную практику.

 

Значительное влияние на развитие музейного дела в России и его совершенствование оказывали исследования в области музееведения, проводившиеся в крупнейших музеях страны, НИИ культуры, научно-методическом отделе при Историческом музее в г.Москва, Лаборатории музееведения Музея революции в Москве. Активизировались издания музейной периодики («Музейное дело в СССР», «Советский музей»). Если в первые послевоенные годы направления музееведческих разработок определялись задачами воссоздания музеев на освобожденных территориях, профилирования музейной сети, повышения уровня краеведческих музеев, то в музейной проблематике 1950-80-х гг. ведущее место занимали вопросы фондовой, экспозиционной и научно-просветительской деятельности музеев, преимущественно краеведческой и исторической. Приоритетной проблемой, требовавшей специальных теоретических обоснований, признавались документирование и показ музейными средствами истории советского общества. Господствовавшими оставались идеи централизации (музеев, музейного фонда и пр.) и дидактического (обучающего, «просветительного») музея, по-прежнему преобладали прикладные и методические исследования. Вместе с тем осмысление всего предшествующего опыта развития отечественного музейного дела позволило реализовать в 1950-1960-е гг. несколько крупномасштабных проектов – подготовить и издать: учебное пособие «основы советского музееведения» (Москва, 1955), суммировавшее утвердившиеся в науке и в практической музейной работе представления о музее, как о социальной институте и о предметной основе музейной экспозиции, давшее описание важнейших методических приемов; «Очерки истории музейного дела в России» (7 томов, 1957-1971гг.), показавшие необходимость исследования на ином качественном уровне теории музейного дела; монографии, посвященные методике построения музейной экспозиции (А.И.Михайловской, А.Б.Закс и др.).

 

Для 1970-80-х гг. характерны координация теоретических разработок, проведение ряда комплексных исследований («Музей и посетитель» и нек. др.). В эти годы ведущим стало экспериментальное направление (моделирование музейной деятельности, проектирование музейное), получили теоретическое обоснование идея музейного объединения и принципы формирования централизованных музейных систем разных типов, динамично изучались теоретические аспекты музейной коммуникации.64

 

Ещё в конце XIX в. Н.Ф.Федоров отмечал, что сущность музея составляет процесс человеческого общения(«Музей есть не собирание вещей, а собор лиц»). Ещё н 1930 на Первом Всероссийском музейном съезде Ю.Н.Милонов призывал изучать «грамматику и синтаксис музейного предложения», то есть подходить к экспозиции как к особому языку. Понятие же музейной коммуникации ввёл в оборот канадский музеолог Д.Ф.Камерон. по его определению, музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителя с «реальными вещами», условиями которого является способность аудитории понимать «язык вещей» и способность создатетей экспозиции выстраивать с помощью экспозиций невербальные пространственные «высказывания». В отечественной музееведческой литературе это понятие употребляется с середины 1970-х гг.: Е.А.Розенблюм пишет о музее как о лаборатории, «в которой испытываются коммуникативные свойства вещей» (Художник в дизайне, М., 1974), анализируя экспозиционную деятельность с точки зрения семиотики. К началу 1980-х гг. понятие «музейная коммуникация» становится одним из наиболее употребимым средств музееведческой рефлексии, что ведет к переосмыслению фундаментальных музейных понятий «музейные предмет», «документирование» и др.65

 

Комплексный подход в музееведческих исследованиях сделал продуктивной разработку понятийного аппарата музееведения 1970-80-х гг., позволил специалистам под руководством Пищулина подготовить «Краткий словарь музейных терминов» (около 200 терминов, М., 1974) и словарь «Музейные термины» (около 600 терминов, М., 1986), а также версию для 20-язычного терминологического словаря; их публикация свидетельствует о складывании музееведения, как области знаний.

 

В середине 1920-х гг. в музеях России проведены первые социологические исследования социально-демографического состава, поведения, запросов и интересов публики, обнаруживающихся при осмотре экспозиций и временных выставок. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. развитие музейной социологии было прервано по идеологическим причинам. Возобновилось оно в 1960-е гг., в период «оттепели», особый размах стало приобретать в 1970-80-е гг. Наиболее репрезентативное, крупномасштабное исследование «музей-посетитель» проведено в 1973-80 г. на базе краеведческих музеев и музеев-заповедников; в те же годы многоаспектные исследования проводил сектор социологии Эрмитажа, выявляя закономерности взаимодействия публики и историко-культурного и художественного музея. В 1970-80-е гг. созданы социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее; в ряде музеев (Третьяковская галерея, Музей изобразительный искусств им. А.С.Пушкина) в штат введены социологи. Социологические отделы и службы музеев осуществляют исследования на уровне музейного предмета, музейной деятельности, жизнедеятельности коллектива музея, развития музея. Помимо социологических научных подразделений в музее может быть организована и постоянная социологическая служба для непрерывного наблюдения за изменяющимися характеристиками публики, эффективностью рекламы, др. процессами внутри музея и общества, что должно дать возможность оперативно и постоянно давать любую информацию по состоянию контролируемых процессов.

 

В 1960-80-е гг. в большинстве музеев были созданы стационарные экспозиции по истории советского общества и советскому искусству. Экспозиции и выставки готовились обычно в соответствии с постановлениями партии и правительства к различным юбилейным датам. Идейно-политическое содержание этих постановлений определяло тематику музейных исследований, идеологизированный характер экспозиций и проводимой на их основе просветительной работы. В СССР в период «оттепели», как и в предыдущие десятилетия, большое внимание придавалось раскрытию военно-патриотической тематики. Более 200 тыс. человек в год осматривали организованный еще в 1943 г. музей «Молодая гвардия» в Краснодоне. Активную пропагандистскую работу вели музеи Сапун-горы в Севастополе, Н.И. Кузнецова в Ровно, героев-панфиловцев в д. Нелидово Московской обл., партизанской славы в катакомбах Одессы, комсомольской славы на станции Оболь Витебской обл. Крупным событием в музейной жизни тех лет стало открытие в 1971 г. мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».

 

В 1960-1980-е гг. значительно расширилась сеть исторических музеев за счет создания музеев, посвященных героизму народа в Великой Отечественной войне; музеев истории городов типологически близких краеведческим музеям (Новомосковска Тульской области, 1964; Волжского Волгоградской области, 1968; Волхова Ленинградской обл., 1969; Ломоносова Ленинградской обл., 1972; Партизанска Приморского края, 1976; Мценска Орловской области, 1980 и др.); музеев истории крупнейших строек (Музей истории г.Набережные Челны и строительства КамАЗа, 1975; Музей истории строительства центрального участка БАМ в г.Тында Амурской области, 1976; Нерюнгринский музей истории строительства Южно-Якутского территориального комплекса, 1976; Музей истории строительства Зейской ГЭС в г. Зея Амурской обл., 1979; Музей истории первого десанта на БАМ в г.Звездный Иркутской области, 1980 и др.). Лишь незначительная часть новых исторических музеев была посвящена истории дореволюционной России – движению декабристов (Чита, 1969); Иркутск, 1970; Петровск-Забайкальский Читинской обл., 1973; пос. Новоселенгинск в Бурятии, 1975; Курган , 1975), а также выдающимся военно-историческим событиям: Тарутинский музей Отечественной войны 1912 года (1962), Чесменской победы музей (Ленинград, 1970), «Куликово поле» (1978). Значительную роль в изучении и пропаганде памятников истории играли исторические отделы краеведческих музеев, а также историко-краеведческие, историко-археологические, историко-этнографические и историко-мемориальные музеи, в том числе музеи-заповедники.66

 

Для ряда исторических музеев были выстроены дорогостоящие и хорошо технически оснащенные здания и целые архитектурно-художественные комплексы: Центральный музей Вооруженных Сил (Москва, 1965), памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (Волгоград, Мамаев курган, 1967), Музей боевой и комсомольской славы им.Александра Матросова (г.Великие Луки Псковской обл., 1971), Мемориал в честь героев Курской битвы (пос.Яковлево Белгородской области, 1972), Ленинский мемориал (Ульяновск, 1973), монумент «Героическим защитникам Ленинграда» (1975, Государственная премия РСФСР за 1979), Иваново-вознесенского Совета рабочих депутатов музей (Иваново, 1980) и др.

 

Окончательно сложившаяся в послевоенный период сеть музеев науки и техники включала музеи: многопрофильные (крупнейший в России и один из самых крупных в мире Политехнический музей в Москве); отраслевые: транспорта (Железнодорожного транспорта России центральный музей в Петербурге, 1862), авиации (Музей военно-воздушных сил в пос.Монино, 1958, Музей гражданской авиации в Ульяновске), космонавтике (Музей космонавтики им.К.Э.Циолковского в Калуге, 1967), связи (Центральный музей связи в Петербурге, 1872); музеи истории отдельных производств: Ивановского ситца музеи, музей «Смоленский лен», музеи кузнечного дела в Гавриловом Посаде Ивановской обл. и в пос.Салтыковка Московской обл.. и др.; мемориальные музеи, посвященные выдающимся ученым, инженерам, изобретателям: М.В.Ломоносову, И.П.Павлову, С.П.Королеву, Н.Д.Зелинскому, Н.Е.Жуковскому, Д.И.Менделееву, Циолковскому, Н.М.Пржевальскому, Г.М.Кржижановскому, А.Т.Болотову, И.В.Курчатову, П.Л.Лисицыну и др. Образцы военной техники хранятся в военно-исторических музеях, образцы техники и производимой продукции – в музеях предприятий, которые численно преобладают среди научно-технических музеев. В русле развития промышленной археологии, слабо представленной в России, лежит разработка проекта восстановления старых заводов «Уральский каменный пояс» (начало 1970-х гг.); создан Музей архитектуры и промышленной техники Урала в Свердловске (1973), Березовский музей истории золотоплатиновой промышленности Урала (1980), Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела среднего Урала. Особую группу в научно-технических музеях составляют музеи Российской Академии наук, других научных учреждений и обществ, а также учебных заведений. Значительное количество памятников науки и техники хранится и экспонируется в краеведческих музеях, отдельных дворцах-музеях и музеях-усадьбах, Историческом музее, Музее истории Москвы и др. Известны частные собрания памятников науки и техники: С.П.Варшавского, Ю.Г.Лумисте, Л.Е.Майстрова, Ф.Ф.Когеля, П.И.Прощеева и др. С 1981 г. Институт истории и техники РАН издает ежегодник «Памятники науки и техники».67

 

Вопрос о создании отечественного музея истории науки и техники, многократно ставившийся на протяжении всего послевоенного периода, остался незавершенным до сих пор.

 

К 1980-90-м гг. относится очередной этап возрождения интереса к детскому музею, когда стала очевидна необходимость изменения всего общественного уклада, в том числе образования. Пересмотру подвергались образовательные концепции музея. На смену господствовавшей до этого времени информационно-логической трактовке цели музейного образования пришла установка на развитие чувственно-эмоциональной сферы, воображения, фантазии, творческих способностей детей, чему идеально соответствует детский музей. Для формирования новой модели детского музея первостепенное значение 2 тенденции: актуализация подхода к музею как специфической коммуникативной системе и значительное увеличение интереса к музею со стороны семейных посетителей – родителей с детьми. Поэтому, оставаясь музеем-мастерской и игромузеем, детский музей приобретает черты пространства, созданного для общения, провоцирующего диалог взрослого и ребенка.68

 

Для управления музеями в середине 1960 - середине 1980-х гг. характерно внедрение в практику единых принципов организационной и штатной структуры, целей, содержания и форм работы музеев. Этому способствовал ряд утвержденных Министерством культуры СССР типовых положений. После 1985 г. начался демонтаж административной команды системы управления культурой, и в частности музейным делом. В 1988 г. в структуре Министерства культуры СССР было создано Главное управление культурно-массовой работы, библиотечного и музейного дела так, чтобы его конкретные процессы определялись на местах.

 

§ 3. СОСТОЯНИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ.

 

Начало 1990-х гг. открывает новый этап в музейном деле в России. Перемены в политической и экономической сферах, распад СССР, отстранение от власти КПСС коренным образом изменили обстоятельства жизни музеев. Во многих музеях закрываются экспозиции по истории советского общества, не отвечающие сегодняшним представлениям об историческом пути России, открываются выставки по истории дореволюционной России, популярные историко-бытовые экспозиции. Ослабевает централизованное руководство со стороны Министерства культуры РСФСР, распадаются некоторые музейные объединения; жизнь и благополучие музеев всё более зависят от местных властей. Недостаточное государственное финансирование частично покрывается за счет спонсоров, меценатов, коммерческой деятельности самих музеев. Возрастает значение общественной инициативы в музейном деле в России: открываются частные художественные галереи и выставки, перепрофилируются в соответствии с общественным мнением и новыми условиями музеи (Музей Н.А.Островского – в музейно-культурный центр «Преодоление», музеи политической ссылки – в культурные центры и этнографические комплексы), ликвидируются музеи, посвященные партийным и государственным деятелям (ряд музеев В.И.Ленина, М.И.Калинина и др.). Указами Президента России выделяются особо ценные объекты культурного наследия, куда включены крупнейшие музеи России (Эрмитаж, ГИМ и др.). В связи с возвращением церкви, зданий религиозного назначения и предметов культа вводится двойное использование ряда выдающихся памятников в музеях «Московского Кремля», Владимира и др. Соответственно изменяется сеть музеев и состав Музейного фонда РФ, перестраивается исследовательская, экспозиционная, научно-просветительская работа музеев. Правовое положение и условия деятельности музеев в изменившихся условиях определил принятый 24 апреля 1996 г. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»69.

 

В начале 1990-х перемены в общественно-политической жизни страны вызвали принципиальное изменение положения общественных музеев. Мероприятия по деполитизации, повышение арендной платы, сокращение штатов и т.п. стали причиной закрытия множества общественных музеев, в первую очередь музеев революционной славы, пионерской и комсомольской славы, боевой и трудовой славы, ленинских комнат-музеев, мемориальных музеев, посвященных известным деятелям коммунистической партии и государства; их фонды остаются бесхозными, государственные музеи не в состоянии выявить и принять их на хранение. Одновременно с этим стали возникать общественные музеи, организация которых ранее была невозможна по идеологическим причинам (музеи А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, В.С.Высоцкого и мн.др).70

 

С 1992 г. в связи с распадом СССР и упразднением Министерства культуры СССР функции управления в сфере культуры перешли к Министерству культуры РФ (на региональном уровне – в комитеты и отделы культуры при областной и городской администрации). В его структуре существует Управление по делам музеев, задача которого – содействие обеспечению оптимальных условий развития музеев в стране через реализацию специальных программ («Безопасность музеев», «Особо ценные объекты» и др.), налаживание музейных взаимосвязей внутри России и за рубежом путем организации и обмена выставками, проведения конференций и совещаний, привлечение специалистов к разработке музейного дела и перспективных моделей музейных учреждений.

 

В условиях политической и экономической нестабильности был принят ряд законов и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере культуры, в том числе музейном деле и охране памятников, принято решение о выделении особо ценных культурных объектов (ОЦО), для которых Указом президента «Об особо ценных объектах культурного наследия Российской Федерации» от 30.11.1992 определялась особая система финансирования и мер безопасности. В первую очередь статус ОЦО получили по своему значению для культуры нации объекты, в том числе музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Изобразительным искусств музей им. А.С.Пушкина и т.д. Список ОЦО расширяется; Российским институтом культурологии ведется научная разработка принципов и методов выделения особо ценных музейных объектов. С апреля 1993 г. правовые отношения в области культуры основываются на Законе РФ «Основы законодательства РФ в области культуры». В 1993 г. вступил в действие Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», направленный на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них. Закон призван способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов РФ и других государств с культурными ценностями друг друга.71

 

С начала 1990-х гг. обозначился новый период в развитии краеведения. В 1990 состоялся учредительный съезд краеведов России, утвердивший образование Союза краеведов России – добровольной общественной организации краеведов и краеведческого объединения. Современные общества краеведческого характера имеют разнообразные профили: географические, исторические, церковные, литературные и др. В их число сегодня не включаются местные учебные и научно-исследовательские институты, краеведческие музеи, метеорологические станции.

 

Краеведение признается одной из значительных программ Российского фонда культуры, а с 1992г. – РАН. С демократизацией общества и тенденцией более самостоятельного развития отдельных регионов страны, значение краеведения становится всё очевиднее и заметны признаки возрождения краеведческого движения. К началу 1992 г. в России насчитывалось 513 краеведческих музеев (из них 338 филиалов), то есть 41,5% музейной сети. Происходит переосмысление их роли и статуса, всех направлений деятельности. Идет поиск иных, негосударственных источников финансирования. Многим музеям приходится освобождать помещения в связи с возвращением культовых зданий православной церкви (Челябинский, Тамбовский, Липецкий и др.). Значение краеведческих музеев поднимается на качественно новый уровень, обусловленный общественным движением по возрождению российской провинции.72

 

На рубеже 1990-х гг. в России насчитывалось около 300 исторических музеев, в том числе более 200 филиалов. Исторические музеи являются одним из наиболее интенсивно развивающихся групп музеев: в исторические музеи преобразуются краеведческие музеи, создаются новые музеи – истории городов, историко-бытовые (музей «Старый Владимир», Музей Тверского быта, Музей быта Екатеринбурга) и др. В своей экспозиции и выставочной работе исторические музеи ныне пытаются сделать акцент на популяризацию богатейшего культурного наследия России, они отзываются на изменение состава посетителей, среди которых преобладают не туристы, как это было до недавнего времени, а местные жители.

 

В последнее десятилетие XX века строятся и развиваются естественно-научные музеи, стремящиеся к достижению максимальной полноты показа взаимосвязанных природных компонентов. В результате большую роль в данной профильной группе стали приобретать музеи-заповедники и др. типы музеев с живыми экспозициями: музеи-аквариумы, террариумы, дендрарии, различные модификации зоопарков и ботанических садов, экологические тропы и т.п. Активизация этих музеев связана с повышенным интересом специалистов и широкой общественности к проблемам охраны живой природы, целостности экосистем и возрастающей популярностью отдыха на лоне природы, массовым увлечением населения любительским садоводством, цветоводством, содержанием домашних животных и т.п. В настоящее время группа естественно-научных музеев относится к числу активно развивающихся, что соответствует мировой тенденции.73

 

В 1991 г. в Москве организован Всероссийский выставочный центр (с 1994 г. Государственное акционерное общество), основан на базе Выставки достижений народного хозяйства. Деятельность центра направлена на содействие развитию инфраструктуры России и предпринимательства, формирование рынка инновационной продукции и интеллектуальной собственности, продвижение товаров на внешние и внутренние рынки, взаимодействие с другими выставочными структурами, сочетание коммерческой и просветительной деятельности. Ежегодно здесь проходит свыше 200 выставок, ярмарок, салонов, смотров.74

 

Итак, как видим, музеи второй половины ХХ в. занимали важное место в культурной жизни планеты.

 

Реализуя изначально присущую им хранительскую функцию, они по-прежнему проводили большую работу по комплектованию, консервации и атрибуции музейных коллекций. Для того чтобы сделать коллекции достоянием современного общества, музеи создавали новые экспозиции, рассчитанные на комплексное воспитание, эмоционально окрашенное воздействие на посетителя. В социалистических странах эта сфера музейной деятельности носила идеологический характер. С середины 80-х гг. музейные работники Советского Союза и стран Восточной Европы осознали необходимость модернизации своей деятельности, в первую очередь методов взаимодействия музея и посетителя.

 

Содействовать формированию нового мышления, утверждению гуманистических идей — в этом видят свою задачу современные музейные практики. Однако, чтобы осуществить эту миссию, музейные деятели должны осознать стоящие перед ними проблемы. Именно это и явилось стимулом формирования вместо музеографии –– чисто прикладной дисциплины, музеологии — теоретической научной дисциплины, которая в силу разнообразия форм музейной деятельности является междисциплинарной наукой, соприкасающейся с эстетикой, архитектурой, дизайном, педагогикой, семиотикой и т. д. Это в свою очередь породило господствующую в новой музеологии идею музея как особой коммуникативной системы, трактующей музей как среду, где осуществляются различные формы коммуникации.

 

Современные поиски новых подходов к музейной деятельности потребовали интенсификации взаимодействия музейных деятелей всего мира. Установление активных контактов между музейными деятелями в рамках их профессиональной организации ИКОМ способствовало выходу на новый уровень осмысления роли музея в распространении культуры, установлению взаимопонимания между народами, а также гуманистическому воспитанию человека.

 


просмотров: 1707
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Lot of 100 Rusty Barn Stars 1.5 inch Rustic Primitive Country Rusted Dimensional

$70.00
End Date: Saturday Nov-24-2018 13:34:50 PST
Buy It Now for only: $70.00
|
Antique Victorian Hand Carved Wood Dog Head Glass Eyes Whisk Floor Brush ~ Rare

$12.88
End Date: Sunday Dec-9-2018 11:35:34 PST
Buy It Now for only: $12.88
|
A SIMPLE LIFE MAGAZINE ***NEW CHRISTMAS 2018 *JILL PETERSON *ANTIQUES PRIMITIVE

$35.50
End Date: Sunday Nov-25-2018 6:47:43 PST
Buy It Now for only: $35.50
|
6.6 FT Sliding Barn Door Hardware Kit Track System Closet Antique Country Style

$14.00
End Date: Tuesday Dec-4-2018 3:15:19 PST
Buy It Now for only: $14.00
|
12 Striped Homespun Fabric Candy Canes Primitive Farmhouse Christmas Ornaments

$12.88
End Date: Monday Nov-26-2018 13:15:01 PST
Buy It Now for only: $12.88
|
COUNTRY RUSTIC MAGAZINE *WINTER 2018 ***PRIMITIVE COLONIAL *ANTIQUES FARMHOUSE

$14.99
End Date: Monday Nov-26-2018 6:03:50 PST
Buy It Now for only: $14.99
|
GRANDMAS FAVORITE ~ NEW DESIGN~ Sterling Silver SALT SPOON

$12.99
End Date: Friday Nov-30-2018 3:34:01 PST
Buy It Now for only: $12.99
|
NEW ORLEANS is 300 yrs old !!! ~ Sterling Silver ~ SALT SPOON ~ Fleur de Lis ~

$6.99
End Date: Thursday Dec-13-2018 13:52:57 PST
Buy It Now for only: $6.99
|
Moa музей искусства * слива платок 42 см/bakturi

329,92 руб.
End Date: 23.11 09:53
Buy It Now for only: US 329,92 руб.
Buy it now |
музей искусства принт геометрический извлечения 1983 Майкл heizer

6 442,76 руб.
End Date: 24.11 01:53
Buy It Now for only: US 6 442,76 руб.
Buy it now |
музей художественная печать, Грегори плавание с слон Нью-Йорк Кольбер, Грегори

2 731,11 руб.
End Date: 24.11 01:53
Buy It Now for only: US 2 731,11 руб.
Buy it now |
музей искусства печать konstruktionb z1922 23 ласло moholy надь

2 483,67 руб.
End Date: 24.11 01:54
Buy It Now for only: US 2 483,67 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Музеи, коллекции, собрания
 
Оружейная палата
Оружейная палата
Государственная Оружейная палата относится к числу древнейших музеев мира, около пятисот лет насчитывает ее история. Это уникальное собрание поражающих своим великолепием шедевров декоративно-прикладного искусства России, стран Западной Европы и Востока. Среди сокровищ палаты - произведения русских ювелиров XII - начала ХХ в., западноевропейское художественное серебро XIII-XIX вв., памятники оружейного мастерства XII-XIX вв., драгоценные ткани и художественное шитье XIV-XVIII вв., светская одежда XVI - начала ХХ в., древние государственные регалии и предметы парадного придворного церемониала, парадное конское убранство XVI-XVIII вв., старинные экипажи.
В книге рассказывается о музее и его коллекции, о наиболее выдающихся по своей художественной значимости памятниках искусства, многие из которых связаны с примечательными, порой драматическими, историческими событиями, с жизнью выдающихся деятелей прошлого....

Цена:
101 руб

Морган Фалконер Нью-йорк. Арт-навигатор New York: The Guide
Нью-йорк. Арт-навигатор
Планируя поездку в большой город, вы наверняка задаетесь множеством вопросов. Какой музей посетить? Где можно увидеть тот или иной шедевр? Где находится самая большая коллекция предметов искусства того или иного периода? Казалось бы, легко потеряться в многообразии возможностей, но с арт-навигатором по Нью-Йорку вы сможете заранее спланировать свой маршрут, посетить музеи и насладиться шедеврами, которые интересны именно вам, и при этом затратить минимум времени и сил. Арт-навигаторы предназначены и для тех, кто интересуется историей искусства, и для тех, едет в путешествие с конкретной целью - знакомиться с шедеврами живописи и архитектуры....

Цена:
379 руб

Сэм Филлипс Лондон. Арт-навигатор
Лондон. Арт-навигатор
Планируя поездку в большой город, вы наверняка задаетесь множеством вопросов. Какой музей посетить? Где можно увидеть тот или иной шедевр? Где находится самая большая коллекция предметов искусства того или иного периода? Казалось бы, легко потеряться в многообразии возможностей, но с арт-навигатором по Лондону вы сможете заранее спланировать свой маршрут, посетить музеи и насладиться шедеврами, которые интересны именно вам, и при этом затратить минимум времени и сил. Арт-навигаторы предназначены и для тех, кто интересуется историей искусства, и для тех, едет в путешествие с конкретной целью - знакомиться с шедеврами живописи и архитектуры....

Цена:
379 руб

Подвиг Эрмитажа
Подвиг Эрмитажа
В альбоме использованы документальные материалы из архива Эрмитажа, Научного архива фоторепродукций АХ СССР (фотографии С.Гасилова) и из Музея истории Лениграда....

Цена:
549 руб

Художественные памятники Вологды Art Monuments of Vologda
Художественные памятники Вологды
Город Вологда возник в глубокой древности на высоком правом берегу реки с тем же названием. Значение топонима "Вологда" до сих пор остается не совсем ясным.
Художественные сокровища древней Вологды сосредоточены главным образом в коллекциях Вологодского областного краеведческого музея. Они отражают преимущественно творчество местных мастеров, хотя встречаются и привозные произведения. Многие ценные памятники художественной культуры вологодского края находятся в музеях Москвы и Ленинграда, а также в районных музеях Вологодской области, но этот материал выходит за пределы задач данного альбома....

Цена:
305 руб

Театральные коллекции Франции
Театральные коллекции Франции
В книге рассказывается о крупнейших театральных музеях Франции - музее театра "Комедии Франсэз", музее "Гранд-Опера" и о театральном собрании национальной библиотеки. Музей "Комедии Франсэз" включает уникальные собрания графики, живописи и скульптуры, отражающие историю старейшего театра Франции, деятельности его актеров, драматургов, художников. Огромная театральная коллекция Национальной библиотеки. Здесь собраны архивы видных театральных деятелей Франции А. Антуана, Ж. Копо, Л. Жуве, А. Барсака, Г. Бати, Ж. Вилара и многих других. Страницы режиссерских экземпляров, эскизы декораций и костюмов рассказывают о работе целой плеяды замечательных режиссеров конца XIX - XX в.
Издание содержит огромное количество иллюстраций....

Цена:
164 руб

Афины
Афины
Задача настоящей книги - познакомить читателя с историей города Афин, рассказать о сохранившихся в нем памятниках античной и византийской архитектуры, о собраниях его музеев и о современном городе.
Издание богато иллюстрировано....

Цена:
216 руб

Сохраненные сокровища
Сохраненные сокровища
В книге рассказывается о спасении и сохранении в годы Великой Отечественной войны исторических и художественных ценностей, о героизме и самоотверженности, проявленных советскими людьми.
Книга будет полезна учащимся на уроках изобразительного искусства, истории и во внешкольной краеведческой работе....

Цена:
78 руб

Кремль Москвы
Кремль Москвы
Москва, 1957 год. Издательство "Московский рабочий".
С иллюстрациями.
Издательский переплет. Сохранность хорошая. В издании представлен ряд очерков разных авторов, посвященный московскому Кремлю: "Из истории Кремля" (В первые годы после революции. Страницы летописи. XIX и начало ХХ века), "Архитектурные памятники" (Детинец Юрия Долгорукова. Дубовый град Ивана Калиты. Белокаменный Кремль Димитрия Донского. Кремль Ивана III. Кремлевское строительство в XVI века. Расцвет Кремля в XVII столетии. Кремль в XVIII и XIX веках. Начало нового расцвета), "Древняя живопись" (Успенский собор. Благовещенский собор. Архангельский собор. Церковь Ризоположения, палаты и терема), "Оружейная палата" (Оружие. Золотые и серебряные изделия. Вышивки, ткани, одежда. Конюшенная казна. Посольские дары)....

Цена:
449 руб

Последний приют поэта
Последний приют поэта
Книга рассказывает о музее "Домик Лермонтова" в Пятигорске, его истории, о красотах Лермонтовского заповедника....

Цена:
64 руб

Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
2013 Copyright © MuseumPass.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования